
За участие в работе над программой "Союз-Аполлон" мой отец, Георгий Евгеньевич Фомин, был награждён орденом Ленина.
На фото слева направо: В. М. Сайгак, Г. П. Аншаков, Д. И. Козлов, Г. Е. Фомин

Основными целями программы были:
- испытание элементов совместимой системы сближения на орбите;
- испытание активно-пассивного стыковочного агрегата;
- проверка техники и оборудования для обеспечения перехода космонавтов из корабля в корабль;
- накопление опыта в проведении совместных полётов космических кораблей СССР и США.




Кроме этого программа предполагала изучение возможности управления ориентацией состыкованных кораблей, проверку межкорабельной связи и координации действий советского и американского центров управления полётами.

Для программы "Союз-Аполлон" обеими странами были разработаны специальные модификации космических кораблей серии "Союз" и "Аполлон". В то время как корабль серии "Союз" подвергся внешне незначительным изменениям (за исключением того что он стал двухместным, появились панели солнечных батарей, изменились его грузоподъёмность и двигательные установки), он был снабжен участвующим в стыковке андрогинно-периферийным стыковочным узлом АПАС-75. А оставшийся без изменений корабль "Аполлон" был дополнен специальным стыковочно-шлюзовым переходным отсеком, который в свою очередь содержал разработанный и произведённый в СССР стыковочный узел. Подобные отсеки использовались во всех последующих совместных программах.

Системы жизнеобеспечения (СЖО) кораблей "Союз" и "Аполлон" были несовместимы, прежде всего, из-за различия атмосферы. В "Аполлоне" астронавты дышали чистым кислородом под пониженным давлением (≈0,35 атмосферного), а на "Союзе" поддерживалась атмосфера, сходная с земной по составу и давлению.

Для обеспечения совместимости СЖО и средств перехода был создан специальный стыковочно-шлюзовой переходный отсек, который выводился на орбиту вместе с «Аполлоном» и позволял космонавтам и астронавтам переходить из корабля в корабль. Переходный отсек представлял собой цилиндр длиной более 3 метров, максимальным диаметром 1,4 метра и массой 2 тонны.

Обычные костюмы советских космонавтов становились пожароопасными в атмосфере "Аполлона" из-за повышенного содержания кислорода в ней. Для решения проблемы в Советском Союзе в кратчайшие сроки был разработан термостойкий полимер, превосходивший описанные в литературе зарубежные аналоги. Из этого полимера была создана термостойкая ткань "Лола" для костюмов советских космонавтов.
Составы экипажей
Экипаж "Союз-19":
Алексей Леонов – командир;
Валерий Кубасов – бортинженер.
Экипаж "Аполлона":
Томас Стаффорд — командир;
Вэнс Бранд — пилот командного модуля;
Дональд Слейтон — пилот стыковочного модуля.

Хронология совместного полёта
Пуск (15 июля 1975 года):
в 15 часов 20 минут с космодрома "Байконур" запущен "Союз-19";
в 22 часа 50 минут с космодрома на мысе Канаверал запущен "Аполлон".

Время полёта
"Союз-19" — 5 суток 22 часа 31 минута;
"Аполлон" — 9 суток 1 час 28 минут;
Общее время полёта в состыкованном состоянии — 46 часов 36 минут.







"Союз-Аполлон": ледокол холодной войны. Фильм телестудии Роскосмоса https://www.youtube.com/user/tvroscosmos
Союз-Аполлон: космос без границ. Фильм телестудии Роскосмоса
Поздравление с орбиты к 40-летию проекта "Союз-Аполлон". Российские космонавты Геннадий Падалка, Михаил Корниенко и американский астронавт Скотт Келли поздравляют землян с 40-летием совместного проекта "Союз-Аполлон". Телестудия Роскосмоса
Источники: фото Юлии Рубцовой, официальный сайт Роскосмоса http://www.roscosmos.ru/, официальная страница Роскосмоса в Фейсбуке https://www.facebook.com/Roscosmos