seleste_RUSa (seleste_rusa) wrote,
seleste_RUSa
seleste_rusa

Categories:

Лунная программа С. П. Королева: Куйбышевская эпопея. Часть V

Георгий Евгеньевич ФОМИН,
ветеран космонавтики России,
Почетный работник ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»


Глава 10. Лунная программа С. П. Королева: Куйбышевская эпопея

Лунная программа С. П. Королева: Куйбышевская эпопея. Часть I: http://seleste-rusa.livejournal.com/715853.html
Лунная программа С. П. Королева: Куйбышевская эпопея. Часть II: http://seleste-rusa.livejournal.com/718978.html
Лунная программа С. П. Королева: Куйбышевская эпопея. Часть III: http://seleste-rusa.livejournal.com/721952.html
Лунная программа С. П. Королева: Куйбышевская эпопея. Часть IV: http://seleste-rusa.livejournal.com/724734.html



Таким образом, «Лунная эпопея» С.П.Королева в Куйбышеве охватывала два самых крупных направления темы – изготовление трехступенчатой ракеты-носителя Н-1 в целом и создание от разработки до поставки заводу «Прогресс» жидкостных ракетных двигателей трех наименований для всех трех ступеней ракеты. Комплект двигателей состоял из 42 двигателей. На блоке первой ступени, блоке А устанавливалось 30 двигателей типа НК-33, каждый тягой по 154 тонны на уровне моря и 170 тонн в пустоте. На блоке второй ступени, блоке Б – 8 двигателей типа НК-43 с тягой каждого 179 тонн в пустоте, и на третьей ступени, блоке В было 4 двигателя НК-39 с тягой каждого 41,5 тонны. Все двигатели были построены по высокоэффективной схеме замкнутого цикла, что, по-простому, означает сгорание всего топлива (окислителя и горючего) в камере сгорания для создания тяги без выброса некоторой части рабочего тела после раскрутки турбины ТНА двигателя и потери из-за этого удельной тяги на несколько единиц. Давление в камерах сгорания достигало 150 атмосфер (кгс/см2), а удельная тяга до 297 единиц на уровне моря и 346 единиц в пустоте. Для сравнения давление в камерах сгорания двигателей РД-107 боковых блоков ракеты-носителя семейства «Союз» примерно 60 атмосфер, удельная тяга на уровне моря/в пустоте – 257/315 единиц, а удельная тяга двигателей первой ступени РД-253 ракеты-носителя «Протон» на уровне моря/в пустоте – 285/316 единиц при сопоставимом с двигателями НК давлении в камерах сгорания 148-168 атмосфер.


Вспомним, что в Куйбышеве в Филиале № 3 ОКБ-1 и заводе «Прогресс» от нуля создавался разгонный блок «Г», а в ОКБ-276 (ОКБ Н.Д.Кузнецова) и на заводе № 24 – двигатель НК-31 для этого блока.

Общее административное руководство работами по реализации этой эпохальной темы осуществлял Куйбышевский (потом объединенный укрупненный Средневолжский) Совнархоз, в ведении которого были все заводы Куйбышева и Сызрани и два Союзных Госкомитета – по оборонной технике (ГКОТ) и по авиационной технике (ГКАТ). В ведении ГКОТ было ОКБ-1, соответственно и Филиал № 3 ОКБ-1, а в ведении ГКАТ – ОКБ Николая Дмитриевича Кузнецова.

Надо сказать, что единодушное ревностное и ответственное отношение к работам, настоящая забота о предприятиях, участвовавших в изготовлении ракеты Н-1 и создании двигателей для нее было у работников Совнархоза, и особенно у В.Я.Литвинова, Л.Е.Беньковича, М.К.Голубева, М.Ф.Бессерёжнова, М.Н.Безмозгого и других руководителей и рядовых исполнителей аппарата Совнархоза. Скрытой, а иногда и открытой прохладой веяло от работников ГКОТ и ГКАТ. Думаю, что для этого были две причины. Первая – неверие в успех дела, что, по-видимому, в целях личной и корпоративной безопасности за грядущие последствия заставляло сотрудников Госкомитетов дистанцироваться и не проявлять лишнюю активность и принятие решений, которые при неблагоприятном исходе можно истолковать не в пользу их принявших. Вторая причина – обычное ведомственное недовольство тем, что С.П.Королев выбрал в качестве главного двигателиста для ракеты Н.Д.Кузнецова. ГКАТ считал (вероятно), что Н.Д.Кузнецов занялся не своим делом, в ущерб авиационной тематике, и, конечно, работникам ГКАТ не хотелось отвечать за деятельность Н.Д.Кузнецова не в своем поле. ГКОТ только под давлением сверху согласился с выбором С.П.Королева, и тоже дистанцировался от возможных неприятностей. В этом отношении в Совнархозе царила жилка исполнительская, в то время, как в Госкомитетах присутствовала жилка политическая (политиканская).

Российский Совнархоз активно искал пути сосредоточения в Средневолжском Совнархозе изготовления не только ракеты и двигателей для нее, но и системы управления и радиотехнической телеметрической системы. Была создана большая комиссия во главе с заместителем председателя Российского Совнархоза, в которой я тоже принимал участие. В составе комиссии я объехал приборостроительные заводы, радиозаводы Казани, Уфы, Куйбышева и даже Чистопольский часовой завод. Нас принимали первые секретари обкомов партии, председатели Президиумов верховных Советов Татарии и Башкирии, Председатель облисполкома Куйбышевской области. Везде было взаимопонимание и желание работать, но вскоре Н.С.Хрущев был отстранен от всех высоких должностей, началась реорганизация управления промышленностью, Совнархозы и Госкомитеты ликвидировались, образовывались отраслевые министерства. Управление стало совершенно другим, началась новая жизнь. Сказать, что она стала хуже – нельзя, более того управление НИИ, КБ, заводами, входящими в одну отрасль стало значительно оперативнее и эффективнее, но межотраслевая разобщенность увеличилась.

Ракетные, космические дела, включая сами ракеты, космические аппараты, двигатели, системы управления, гироскопические приборы системы управления, радиотехнические системы телеизмерений, командно-программные радиолинии, технические и стартовые комплексы, наземные комплексы управления и многое другое, относящееся к разработке и изготовлению боевых ракет, ракет-носителей, космических аппаратов и их составных частей сосредотачивалось во вновь образованном Министерстве общего машиностроения. В ведение Министерства отошли НИИ и ОКБ из бывших ГКОТ, ГКАТ, ГК по радиоэлектронике, ГК по судостроению, заводы-изготовители – из многих Совнархозов страны. Министром был назначен Сергей Александрович Афанасьев, имевший за плечами путь от конструктора, директора оборонного завода до Председателя Ленинградского, а потом Российского Совнархоза. В.Я.Литвинов был назначен заместителем Министра, ему было поручено общее руководство созданием ракетно-космического комплекса «Н1-Л3».

ОКБ-1, Филиал № 3 ОКБ-1, завод «Прогресс» были в системе Мини-стерства общего машиностроения.

ОКБ Н.Д.Кузнецова и завод № 24 – в системе Министерства авиацион-ной промышленности.

ОКБ В.П.Глушко – патриарха отечественного ракетного двигателе-строения из ГКАТ передавалось в Минобщемаш, что увеличило напряженность во взаимоотношениях с Минавиапромом.

Такова была общая ситуация по теме «Н1-Л3» в этот период (в 1964-1965 годах). Это было начало, но уже достаточно бурное.

К 1964-1965 годам на заводе «Прогресс» был построен новый высотный производственный корпус, который хорошо виден с улицы Литвинова и который выглядит, как экран громадного телевизора. В этом корпусе расположился главный сборочный цех блоков «А» и «Б» ракеты «Н-1». Здесь блоки предварительно собирались, потом разбирались, узлы, детали, крупногабаритные конструктивные элементы упаковывались в тару и отправлялись на Байконур для окончательной сборки. На Куйбышевском авиационном заводе были созданы участки изготовления крупногабаритных клепаных конструкций блоков «А», «Б», «В» ракеты и участок предварительной сборки блока «В». Все было организовано для производства лепестков для баков на заводе «Металлург», магистральных трубопроводов на Сталелитейном заводе, конструкций стартового сооружения на Сызранском «Тяжмаше», теплозащитных материалов – на Сызранском заводе «Пластмасс». На Байконуре был построен новый просторный монтажно-испытательный корпус (МИК) специально для ракетно-космического комплекса «Н1-Л3», полным ходом шло строительство уникального стартового комплекса и другой инфраструктуры в обеспечение подготовки к запуску и запуска комплекса. Были сформированы и приступили к работе Филиал завода «Прогресс» и Конструкторское бюро Филиала № 3 ОКБ-1. На Байконуре к этому времени были созданы и функционировали на разных уровнях организации подразделения ОКБ-1 и завода № 88, Куйбышевского авиационного завода и многих других предприятий – участников работ по теме «Н1-Л3».

На комплексе моторостроительных предприятий во главе с разработчиком двигателей – ОКБ-276 и головным изготовителем двигателей – заводом № 24 полным ходом шли работы, с трудностями и успехами, с промахами и победами.

Я, и отделы моего проектно-теоретического куста работали по двум основным направлениям темы «Н1-Л3» - по ракете Н-1 в части курирования проектной документации и по разгонному блоку «Г» - в части разработки проектной документации.

В частности, основной объем работ по ракете заключался в поиске проектных решений по облегчению конструкции блоков с целью увеличения массы полезного груза, выводимого ракетой-носителем на опорную орбиту. Это была трудная работа, вызывавшая «ожесточенное» сопротивление со стороны конструкторов, технологов, материаловедов и производственников. Ведь каждое предложение проектантов требовало внедрения изменений в документацию и доработку материальной части, иногда с выбросом «на свалку» готовых изготовленных деталей. Много труда на эти работы положили В.С.Савинов, В.С.Филиппович, А.С.Нагорнов, Момсенко, В.Н.Новиков, Е.И.Горбачев, Г.К.Глущенко и другие проектанты отдела № 3.

Нагрузчикам нашего Филиала, которые трудились в моем кусте, Москва (головное ОКБ-1) поручила провести полный цикл работ по расчету нагрузок и проверке динамических характеристик всех установок (монтажей) приборов, трубопроводов, двигателей с внедрением мероприятий по обеспечению их прочности. Высокий уровень профессионализма здесь показал начальник отдела нагрузок Анатолий Александрович Козлов и его специалисты.

Продолжение: Лунная программа С. П. Королева: Куйбышевская эпопея. Часть VI: http://seleste-rusa.livejournal.com/735176.html
Tags: КуАИ-СГАУ, Куйбышев, Н1-Л3, РКК Энергия, Роскосмос, СГАУ, Фомин Г. Е., ЦНИИМаш, ЦСКБ, ЦСКБ-Прогресс, история, космонавтика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments