?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Лунная программа С. П. Королева: Куйбышевская эпопея. Часть I
Аватар с фотиком
seleste_rusa
Георгий Евгеньевич ФОМИН,
ветеран космонавтики России,
Почетный работник ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»


Глава 10. Лунная программа С. П. Королева: Куйбышевская эпопея

Сегодня 24 сентября 2013 года. Только что закончил подготовку презентации «Первые, первые, первые. Важные вехи космонавтики», которую намерен доложить на очередной традиционной встрече ветеранов ЦСКБ в Музее «Самара Космическая» в октябре текущего года. В презентации я рассказываю о первых наиболее важных запусках космических аппаратов различного назначения от 1957 года до наших дней. Тут и первые спутники СССР и США, первые спутники связи, навигации, метеорологические, разведывательные спутники, полет Гагарина, выход Леонова в открытый космос, полеты к Луне, Марсу, Венере, кометам и астероидам Солнечной системы, высадка американцев на поверхность Луны, совместный полет советских космонавтов и американских астронавтов по программе ЭПАС, наконец, удивительные экспедиции к дальним планетам и к Меркурию, выход космических аппаратов за пределы Солнечной системы и апофеоз пилотируемой космонавтики начала ХХI века – совместный проект 15 стран мира – Международная космическая станция. В конце я привожу сведения о первых запусках ракет-носителей всех стран ракетного клуба и сведения о первых космических аппаратах, владельцами которых являются (являлись) уже более 60 стран. И это всего за 56 лет Космической Эры!

Освободившись от этого труда, пытаюсь продолжить прерванные мною воспоминания о лунной эпопее.




Завод «Прогресс» был определен головным заводом-изготовителем трехступенчатой ракеты-носителя Н-1 в целом и разгонного блока «Г». Авиационному заводу № 18 (ныне «Авиакор») было, как соисполнителю завода «Прогресс», поручено изготовление блока «В» – блока третьей ступени ракеты-носителя Н-1 и крупногабаритных клепаных конструкций для блоков «А» и «Б», изготавливаемых заводом «Прогресс». В свою очередь завод «Прогресс» изготавливал для Авиационного завода «лепестки» сферических баков окислителя и горючего блока «В». Изготовление магистральных топливных трубопроводов вел Куйбышевский сталелитейный завод, крупногабаритные специальные заготовки из прочных легких цветных сплавов изготавливались на Куйбышевском Металлургическом заводе. Два сызранских завода – Завод Тяжелого машиностроения и вновь введенный в строй Завод «Пластмасс» изготавливали большую часть конструктивных элементов стартового стола ракеты-носителя Н-1 и принципиально новые материалы и конструкции из этих материалов для тепловой защиты криогенных компонентов топлива в громадных сферических баках ракеты-носителя.


В Куйбышеве был сосредоточен полный цикл работ (от проекта до сдачи на головной завод-изготовитель ракеты-носителя и разгонного блока «Г») по созданию уникальных двигателей для всех трех ступеней ракеты-носителя и разгонного блока «Г». Во главе двигателестроителей стоял известный, талантливый конструктор авиационных реактивных двигателей для тяжелых самолетов Николай Дмитриевич Кузнецов и его Опытно-конструкторское бюро на Красной Глинке. Головным изготовителем двигателей был определен крупнейший в СССР моторостроительный завод № 24 (ныне ОАО «Кузнецов»), прославившейся изготовлением более 60 тысяч двигателей типа АМ-38 для штурмовиков Ильюшина и истребителей Микояна в годы Великой Отечественной войны, первым в послевоенное время освоивший реактивную технику и перешедший в конце 60-х годов на производство легендарных глушковских двигателей РД-107, РД-108 для еще более легендарного семейства боевых и космических королёвских ракет семейства Р-7. К изготовлению узлов, агрегатов и деталей двигателей привлекались и другие куйбышевские заводы – Механический завод, завод «Металлист», завод «Гидроавтоматика», Завод Аэродромного оборудования.

Для конструкторского сопровождения и оперативного решения, возникающих в процессе производства, вопросов Н.Д.Кузнецов создает на территории завода № 24 Филиал своего ОКБ – Куйбышевское конструкторское бюро.
В поселке Винтай на стендах «химзавода» (Винтайский машиностроительный завод) ревут жидкостные ракетные двигатели НК – в соответствии с программой отработки и доводки, и в рамках приемо-сдаточных испытаний почти каждый день ведутся огневые запуски этих двигателей.

Филиалу № 3 ОКБ-1 было поручено ведение конструкторской документации на все блоки ракеты и сопровождение изготовления материальной части на всех заводах куйбышевского куста – «Прогрессе», Авиационном, Металлургическом, Сталелитейном, и на сызранских заводах Тяжелого машиностроения и заводе «Пластмасс». У меня под рукой нет никаких записей, дневников и (или) документов того времени, все было весьма секретно, и практически никто не нарушал требования строго режима закрытости. Поэтому мои воспоминания будут страдать некоторым нарушением временной последовательности событий, может быть даже перепутом по времени, но выдумок не будет. Будут мои субъективные суждения тех событий. Которые фактически были, но, может быть, кто-нибудь другой из участников или свидетелей этих событий воспринимает их иначе. Думаю, что каждый имеет право судить по своему, а дело читателя сопоставить различные мнения и сознательно сделать собственный вывод. Я не буду пытаться убеждать в правильности моих позиций, я просто говорю, что я так думаю. Я должен сказать, что со временем мои оценки значительно изменились на одни и те же факты прошлого. И я не осуждаю себя за то, что когда-то думал так, а теперь иначе.

Позднее Филиалу № 3 были поручен ряд проектных работ, в основном по контролю соответствия вносимых в ходе изготовления ракетных блоков, узлов, агрегатов, деталей, приборов, арматуры, бортовой кабельной сети требованиям проектной документации, а также комплексу работ по расчету нагрузок на установки и монтаж приборов, арматуры, магистральные трубопроводы и другие элементы. Большой объем работ выполнялся по разработке и внедрению мероприятий по облегчению конструкции ракетных блоков, поскольку испытывался дефицит массы (веса) для осуществления главной задачи проекта – выведения на орбиту связки лунного комплекса Л-1 массой не менее 95 тонн.

Потом С.П.Королев поручил Филиалу № 3 ОКБ-1 разработку разгонного блока «Г» лунного комплекса «Л-3», что называется, от нуля.

Тематика и задачи полностью определились.

Продолжение: Лунная программа С. П. Королева: Куйбышевская эпопея. Часть II: http://seleste-rusa.livejournal.com/718978.html


  • 1

Лунная программа С. П. Королева: Куйбышевская эпопея

Пользователь sabre19 сослался на вашу запись в записи «Лунная программа С. П. Королева: Куйбышевская эпопея» в контексте: [...] Оригинал взят у в Лунная программа С. П. Королева: Куйбышевская эпопея [...]

  • 1