seleste_RUSa (seleste_rusa) wrote,
seleste_RUSa
seleste_rusa

Category:

Железная дорога Гарина-Михайловского и станция "Серные воды"

Весной прошлого года мы с Олегом и Игорем Кондратьевыми http://gregorkon.wordpress.com/ путешествовали по Сергиевсому району Самарской области. Первым пунктом той незабываемой поездки было село Павловка, в которое мы приехали специально для того, чтобы подробнейшим образом рассмотреть фантастические фрески заброшенного деревянного храма во имя Михаила Архангела, потом заехали в Нероновку, на обратном пути немного отдохнули у озера и далее направились в Сергиевск, Сургут и Суходол, посмотрели по ходу эти населённые пункты. Там мы немного популатали в поисках железной дороги Гарина-Михайловского и станции "Серные воды". Не сразу, но мы всё-таки их нашли! :))

В 1896 году по инициативе известного инженера и писателя Н. Г. Гарина-Михайловского началось строительство узкоколейной железной дороги Кротовка — Сургут (Сергиевск).

Узкоколейная железная дорога была открыта в 1896 году. Ширина колеи составляла 1000 мм. Основным грузом на узкоколейной железной дороге была сельскохозяйственная продукция. Имелось пассажирское сообщение.

Согласно некоторым источникам, конечный пункт узкоколейной железной дороги назывался Сергиевск. Согласно расписаниям движения поездов из «Официальных указателей железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений», конечная станция называлась Сургут. Населённый пункт Сургут находится вблизи населённого пункта Сергиевск.

По информации от П. Пилецкого, станция Сургут — это нынешняя станция Серные Воды II (конечный пункт железнодорожной линии широкой колеи). Спустя некоторое время в нескольких километрах южнее была построена станция Серные Воды (ныне Серные Воды I).




Цитата из материала «КРОТОВСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ УЗЕЛ» (http://krotovka.narod.ru/str10.htm):
В 1896 году от станции Кротовка до станции Сургут была построена узкоколейная железная дорога, протяженностью в 86 км. В 1922 году она была перестроена.

2.


В связи с постройкой узкоколейки на станции Кротовка было построено депо, подъездной путь к нему и три коротких приемно-отправочных станционных пути на длину 10-15 вагонов в 2-х-осном исчислении. Всё это именовалось «Сергиевским парком». Также был построен сергиевский пакгауз, вагонные весы подъемной силы в 25,5, а позже в 100 тонн. С этого времени станция Кротовка стала именоваться «Узловой».

По узкоколейной железной дороге ходили специальные узкоколейные паровозы и вагоны, например, пассажирский поезд состоял всего из трёх классных спецвагонов. Позднее начали строить ширококолейную дорогу, вначале до станции Тимашево, чтобы обеспечить доставку сырья и отправку готовой продукции с Тимашевского сахарного завода. Этим была значительно облегчена работа узла. Далее ширококолейную дорогу строили до станции Сургут.

3.


Возможная дата ликвидации узкоколейной железной дороги — 1922 год. Взамен была построена железнодорожная линия широкой колеи (возможно, она строилась непосредственно по трассе узкоколейной железной дороги). Конечным пунктом стала станция Серные Воды II, расположенная в посёлке Сургут, в 4 километрах севернее прежнего конечного пункта — станции Сергиевск (Серные Воды I). По другим данным, железная дорога в Сургуте появилась во времена существования узкой колеи.

4.


В 1950-х годах началось строительство железнодорожной линии Серные Воды II — Пронино — Агрыз. Железная дорога не была достроена, построенные участки были заброшены, позднее — разобраны.

В 1996 году на участке Кротовка — Серные Воды II было прекращено пассажирское сообщение.

5.


6. Здание станции сохранилось в первозданном виде


7.


8.


9.


10. Сохранились и старинные жилые дома железнодорожников


11.


12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


22.


23.


24.


25.


26.


27.


28.


29.


30.


31. Зал ожидания


32.


33.


34.


35.


36.


37.


38.


39.


40.


41.


42.


43.


44.


45.


46.


В настоящее время железнодорожная линия действует, здесь есть регулярные грузовые перевозки.

В городе Сергиевске, расположенном вблизи конечного пункта узкоколейной железной дороги, на момент открытия узкоколейной железной дороги действовал курорт «Сергиевские минеральные воды». Поэтому пассажирские перевозки были востребованы, среди пассажиров было немало представителей зажиточных слоёв общества.

Источник: http://mihalycham.livejournal.com/24393.html

31 мая 2012 года
Tags: d7000, Самарская область, Сергиевск, Сергиевский район, железная дорога, поезда, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments