Как известно, единственный полёт «Бурана» состоялся 15 ноября 1988 года, в 1990 году работы по программе были приостановлены, и, соответственно, на стартовом комплексе тоже.
В настоящее время всё относящеся к старту находится под охраной и это спасло его от разграбления. Но время всё-таки делает своё дело и последствия его влияния на гигантские конструкции нам удалось увидеть.
Нам очень повезло: с нами ехал Григорий Яковлевич Сонис, более двадцати лет жизни отдавшего космодрому «Байконур». Работая в СБИКе завода «Прогресс» на космодроме, в том числе главным технологом и главным инженером, а затем возглавляя Байконурский филиал ракетно-космического Центра, Григорий Яковлевич активно участвовал в реализации важнейших проектов: создании тяжёлой ракеты-носителя Н-1, испытаниях и запуске многоразовой космической системы «Энергия-Буран», модернизации ракеты-носителя «Союз». Прекрасный рассказчик - о комплексе «Энергия-Буран» он знает всё, и преподносит это так, что можно слушать часами.
1. Итак, от Гагаринского старта мы поехали мимо сооружений и конструкций, по своему украсивших ажурными геометрическими узорами казахстанскую степь. Подъехали к КПП перед стартовым комплексом и наш автобус остановили. Довольно долго проверяли и перепроверяли разрешение на посещение объекта, прежде чем ворота открылись.
2. Монтажно-испытательный корпус (МИК) 112-й площадки. Здесь 10 лет работал мой старший брат Александр
3. 12 мая 2002 г. в 11.40 местного времени при проведении ремонта кровли МИКа на площадке 112 космодрома «Байконур» произошло обрушение покрытия (крыши) 3, 4 и 5 пролетов МИКа. В результате обрушения погибло 7 граждан Республики Казахстан, выполнявших ремонтные работы
4. Характер разрушений МИКа:
1. Покрытие со строительными конструкциями пролетов 3, 4, 5 полностью обрушилось внутрь сооружения;
2. Покрытие 2-го пролета имеет частичные разрушения в результате падения элементов конструкции стен высокой части здания;
3. Размещенные в 3, 4, 5 пролетах демонстрационный макет РH «Энергия» с ОК «Буран» и отдельные блоки (баки) РH «Буран» разрушены от упавших строительных конструкций.
5. Стенд виброиспытаний
6.
7. Надпись на бетонном заборе: «Перестройка – повышение отдачи каждого на своём рабочем месте!»
8.
9.
Стартовые площадки хорошо видны на спутниковых картах Google


10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18. Казахстанская степь
19.
20. Степные лошади
21.
22.
23.
24.
25. Мы ехали на этот стартовый комплекс
26.
27. Степь на самом деле очень разнообразна
28.
29.
30. Железнодорожные рельсы, забывшие звук колёс поездов
31.
32.
33. Вот мы уже почти на месте
34.
35.
36.
37. Всё увиденное здесь оказалось колоссальных размеров
38.
39.
40. Громадной высоты мачты
41.
42.
43.
44. Прожектора освещали установленную на старте РН «Энергия» с орбитальным многоразовым кораблём «Буран»
45. Элементы конструкций постепенно ветшают
46.
47.
48.
49. Топливные трубопроводы
50. Люк
51. Газоотводный ствол гигантского объёма
52.
53. Раскрошившийся бетон
54. Люк укрытия
55. Ферма обслуживания
56. Делегация Самарской области на стартовом комплексе «Энергия-Буран»
57.
58.
59. Наш автобус
60. На обратном пути наблюдали с другой стороны дороги укрытые коробами трубопроводы весьма внушительной длины
61.
62. Посреди степи – напоминание о Сергиевом Посаде
63. Повсюду очень много полуразобранных сооружений, заборов, зданий и брошенных строительных материалов
64. Комплекс «Котельная» 114Б
65.
66. 113-я площадка, на которой мы жили в гостинице №19
Ниночка, спасибо за встревоженную память))
твой взгляд профессионален как всегда))