seleste_RUSa (seleste_rusa) wrote,
seleste_RUSa
seleste_rusa

Categories:

Другого предупреждения не потребовалось: телеграмма Верховного Главнокомандующего от 23.12.1941

К началу зимы из Москвы в Куйбышев прибыло уже 24 эшелона, насчитывающих 1400 вагонов с оборудованием авиационного завода № 1 имени И. В. Сталина (ныне - РКЦ "Прогресс"). По докладу военпредов предприятия от 13 декабря, было разгружено 1910 станков, из которых 1881 единица оборудования установлена, 1531 подключено и на 1200 станках уже работали. Из-за жилищных трудностей только 7598 рабочих (из 13886 прибывших) смогли приступить к работе на новом месте. Общая производственная площадь цехов мало отличалась от той, что имелась в Москве накануне эвакуации, а вот довести численность сотрудников до половины от ранее имевшихся долго не удавалось, особенно не хватало производственных рабочих.

Сборка стабилизатора
Хостинг картинок yapx.ru


Те, кто приехал, размещались преимущественно в казармах у завода имени Масленникова. Строительная же площадка завода находилась на Безымянке, в 13 км от жилья большинства рабочих. Кроме трамваев, доехать на работу и обратно можно было заводскими автобусами, но в пургу и метель движение замирало - приходилось добираться до завода пешком. По воспоминаниям одного из ветеранов ОКБ, С. Илюшина, к сильной тоске москвичей по своему городу примешивалось постоянное чувство беспокойства от соседства с большим количеством заключённых, которые продолжали работать на строительстве завода: только, бывало, отвернёшься, как вещь буквально исчезала в воздухе.

Никакие приказы, даже самые строгие, не могли мгновенно исправить положение с выпуском самолётов, ведь ещё в середине декабря почти все стены заводских корпусов находились в строительных лесах, сугробами засыпало строительную технику. Люди продолжали вручную переносить станки, снятые с железнодорожных платформ, в ещё недостроенные цеха завода № 1. Практически ни один из них до конца года не имел крыши.

Дата 23 декабря 1941 года запомнилась заводчанам на всю жизнь, так же, как и текст телеграммы Верховного Главнокомандующего, которая была получена в этот день. Копии телеграмм раздавали в проходной, их разносили по общежитиям и баракам.

"Директору завода №18 Шенкману, директору завода №1 Третьякову.
Вы подвели нашу страну и Красную Армию. Вы не изволите до сих пор выпускать Ил-2. Самолеты Ил-2 нужны нашей стране, нашей Красной Армии теперь, как хлеб, как воздух. Шенкман дает по одному Ил-2 в день, Третьяков МиГ-3 по одной-две штуки в день. Это насмешка над страной, над Красной Армией. Нам нужны не МиГи, а Ил-2. Если 18-й завод думает отбрехнуться от страны, давая по одному Ил-2 в день, то жестоко ошибается и понесет за это кару. прошу вас не выводить правительство из терпения и требую, чтобы стали выпускать побольше Илов. Предупреждаю в последний раз. Сталин".

Другого предупреждения не потребовалось. К трём "ноябрьским" МиГ-3 добавилось ещё 27 истребителей, принятых в следующем месяце. Сохранился ещё задел по деталям, узлам, комплектующим примерно на 50-60 МиГов, но ослушаться указания сверху директор завода А. Е. Третьяков не мог. Неимоверными усилиями удалось до наступления нового года сдать три штурмовика, поскольку совершенно отсутствовал задел по Илам.

Источник: Сергей Емельянов: "Траектория жизни. Литвинов Виктор Яковлевич. Инженер, создатель авиационных и космических технологий ХХ века".
Tags: Великая Отечественная война, Ил-2, ЦСКБ-Прогресс
Subscribe

Posts from This Journal “ЦСКБ-Прогресс” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments