?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
О визите представителей президента США на авиационный завод №1 в Куйбышев в октябре 1942 года
Аватар с фотиком
seleste_rusa
Как и в Москве, на новом месте в Куйбышеве работа авиационного завода №1 имени И. В. Сталина велась по ежесуточному, причём нарастающему, графику выпуска боевых машин. Заводу за успехи в социалистическом соревновании в сентябре 1942 года было присуждено Знамя Государственного Комитета Обороны.

В октябре 1942 года на завод приехал представитель президента США Рузвельта У. Уилки. В числе сопровождающих его лиц были американской посол адмирал Стэнли и английский вице-маршал Кольер. Гости приехали посмотреть на завод, возведённый на новом месте. Они увидели огромные светлые корпуса, хорошо спланированные помещения, современное оборудование. Внушительные заделы по заготовленным цехам свидетельствовали о том, что на ежедневном выпуске 15 штурмовиков завод не остановится. Больше всего их изумил энтузиазм и напряжённый, слаженный ритм работы.

Конвейер сборки деталей для Ил-2
Хостинг картинок yapx.ru


Стэнли долго всматривался в лица рабочих, инженеров и наконец сказал: "Да, этот самый завод, на котором я был в Москве. Я узнал многих...". Уилки посидел в кабине штурмовика, пострелял в тире из самолёта, понаблюдал на аэродроме за испытаниями в воздухе. Все понимали, что это - очередная "разведка" нашей стойкости, мужества и умения сражаться.

"Мне пришлось сопровождать американцев, - с улыбкой вспоминал главный инженер завода Виктор Яковлевич Литвинов. - Дошлый народ. Им об открытии второго фронта, а они: "Какова бомбовая нагрузка Ил-2?". Только один генерал огрызался: "Хорошо, хорошо, откроем". В кабинете директора мы совсем их "убили". Уилки, увидев знамя ГКО, поинтересовался: "А что ещё получил завод со знаменем?" - "Миллион рублей", - говорю. "Как миллион?" - воскликнул Уилки. Ему, видимо, и в голову не приходило, что страна, ведущая борьбу не на жизнь, а на смерть, способна выделять такие средства на поощрение тружеников тыла".

Источник: Сергей Емельянов: "Траектория жизни. Литвинов Виктор Яковлевич инженер, создатель авиационных и космических технологий ХХ века".

Posts from This Journal by “ЦСКБ-Прогресс” Tag