?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Об эвакуации авиационного завода №1 им. Сталина из Москвы в Куйбышев в 1941 году
Аватар с фотиком
seleste_rusa
9 октября 1941 года вышел приказ наркома авиационной промышленности А. И. Шахурина об эвакуации заводов НКАП, согласно которому директору завода №1 им. Сталина (ныне - РКЦ "Прогресс") тов. Третьякову предписывалось приступить к немедленной эвакуации из Москвы в Куйбышев на площади завода №122, объединив завод №122 с заводом №1. Переброска с эвакуируемыми предприятиями всех рабочих, ИТР и служащих являлась обязательной в порядке мобилизации.

В Куйбышеве их ждали недостроенные корпуса, оборудовать которые было нечем. Нужно перевести максимально возможное количество инвентаря и оснастки. Поэтому грузили всё подряд: трансформаторы, осветительную арматуру, столы, табуретки, тумбочки, сантехнику, оконные рамы. Станки вытаскивали прямо через оконные проёмы и на автомашинах отправляли их к вагонам, стоящим на заводских путях. Работали до изнеможения, почти не спали, но всё же за 10 дней отправили в Куйбышев столько оборудования, сколько в обычных условиях не перевезти бы и за год.

Подготовка к монтажу шасси самолёта Ил-2
Хостинг картинок yapx.ru


Потом все работники получили месячную зарплату, продовольствие и во главе с главным инженером отправились несколькими эшелонами на восток. Ехали в теплушках, оборудованными деревянными нарами и печками-буржуйками. В Куйбышев прибыло 6980 заводчан и их расселяли по только что вырытым вокруг завода землянкам и барачным постройкам, в которых до них жили заключённые. Но так как число эвакуированных превышало всякие возможности, для такой массы просто не оказалось достаточной жилой площади. Приёмная комиссия завода, встречая людей, направляла рабочих в бараки, а их семьи - в различные районы области для размещения в населённых пунктах. Зима в тот год была ранняя и с жестокими морозами.

9 ноября кузнецы цеха №1 выдали первую плавку, а через две недели контролёры ОТК приняли первую штамповку. 10 декабря 1941 года на новом месте был выпущен первый МиГ-3 завода №1. К концу месяца было выпущено 27 таких машин и три штурмовика Ил-2.

Источник: Борис Беляков: Звёздный путь "Прогресса"

Posts from This Journal by “ЦСКБ-Прогресс” Tag



  • 1

О статье для гуманитариев

В здравом уме, трезвой памяти и инженерном образовании как можно серьезно воспринимать пассажи Б.Белякова!
09.10.1941 года - приказ о эвакуации заводов в г.Куйбышев, где типа "ждали недостроенные корпуса, оборудовать которые было нечем". И вот уже через месяц, 09.11.1941г. - выдана первая плавка, еще через месяц - штамповка, а 10.12.1941г.(через 2 месяца от даты приказа) - первый самолет.
Да в нонешнее время, при хорошем уровне механизации и транспортных возможностях, небольшой заводик запускают за 2-3 года, а тут серьезные производства.
Думается, что наконец-то стоит дать достойную оценку величия стратегии руководства нашей страны той эпохи, признать продуманность мобилизационного плана СССР и запланированность мероприятий по эвакуации важнейших заводов, которые в кратчайшие сроки позволили наладить производство на заранее подготовленных площадках.

Re: О статье для гуманитариев

Точней и не скажешь: величие стратегии руководства нашей страны той эпохи!

  • 1