Здание построено в 1900 году по проекту архитектора Засухина в стиле модерн. Сначало оно принадлежало купцу Петрову, затем - Юрину. С марта 1920 по февраль 1926 года в здании располагалась губЧК-ГПУ-ОГПУ.
В 1920 году гражданская война закончилась. Интервенты и белогвардейцы разгромлены и изгнаны с Советской земли. Страна получила возможность приступить к мирному социалистическому строительству. Шестилетняя война - сначала империалистическая, потом Гражданская, довела хозяйство страны до крайнего разорения. Многие фабрики и заводы не работали, подвижной состав на железных дорогах пришёл в негодность. Парализована почти вся тяжёлая промышленность. В сельском хозяйстве сократились посевные площади, упала урожайность. Страна испытывала острый недостаток самого необходимого: хлеба, жиров, обуви, соли, гвоздей, керосина, спичек и т. д.
Улица Чапаевская, 89. Третье здание Самарской губЧК (здание мединститута)
В результате глубокого анализа положения в стране партия разработала программу, рассчитанную на восстановление промышленности, установление экономической смычки рабочих и крестьян, построение экономического фундамента социализма. Эта программа вошла в историю под названием новой экономической политики (НЭП), провозглашённой Х съездом партии в марте 1921 года.
Введение НЭПа не могло не вызвать оживления капиталистических элементов в стране. Расширение внешней торговли, допущение концессий облегчали проникновение в Советскую республику вражеской агентуры. Говоря о такой возможности, В. И. Ленин подчёркивал: "...но у нас на это есть соответствующие учреждения: ВЧК, губЧК и т. д. и мы уверены, что одержим победу".
В новых условиях задача органов ВЧК состояла в том, чтобы не ослабляя борьбы с шпионажем, бандитизмом, усилить борьбу с контрреволюцией на экономическом фронте, строго следить за тем, чтобы честные собственники не подрывали Советский строй и всеми средствами содействовать быстрейшему преодолению хозяйственной разрухи.
Новая обстановка требовала и изменения карательной политики ВЧК.
8 января 1921 года Ф. Э. Дзержинский издал приказ, в котором излагались принципы карательной политики чрезвычайных комиссий в условиях перехода от войны к миру. В приказе говорилось, что не следует арестовывать рабочих и крестьян за мелкие хищения или мелкую спекуляцию, лучше заставлять тех, кто провинился "вместо тюрьмы работать на своём заводе под ответственностью других рабочих". Метод товарищеского воздействия всего коллектива на малосознательных рабочих и крестьян, по мнению Дзержинского, основным методом воспитания людей. "Тюрьма для буржуазии, товарищеское воздействие для рабочих и крестьян - таков лозунг ЧК на новом этапе".
В голодную и холодную зиму 1921 года аппарат ВЧК и её местные органы были привлечены к решению ещё одной важной задачи государственного значения - к борьбе с детской беспризорностью.
В стране насчитывалось к тому времени около 5,5 миллионов детей-сирот, большинство из которых не только потеряли родителей, но и остались без крова, без пищи, без присмотра и ухода.
Советское государство делало всё возможное для оказания помощи детям. С каждым годом росло число детских учреждений в стране.
Чтобы в короткий срок покончить с беспризорностью, нужно было объединить усилия различных ведомств и организаций, привлечь к этому делу широкую общественность. 27 января 1921 года ВЦИК принял постановление о создании комиссии по улучшению жизни детей, председателем её был назначен Ф. Э. Дзержинский. По его инициативе в борьбу с беспризорностью включился и аппарат ВЧК. Обосновывая необходимость привлечения чекистов к этой работе, Дзержинский говорил: "Наш аппарат - один из наиболее чётко работающих. Его разветвления есть повсюду. С ним считаются. Его побаиваются. А между тем, даже в таком деле, как спасение и снабжение детей, встречается халатность и даже хищничество".
Чекисты были первыми, кто начал спасать детей, кто вытаскивал чумазых малышей и подростков из подвалов, кто выносил с чердаков опухших от голода маленьких бродяг.
Деткомиссия поручила чекистам проводить тщательное, объективное обследование и информирование местных исполкомов и ВЧК о фактическом положении детей на местах, о состоянии детских домов, приютов, детских садов, яслей, детских больниц, о положении и количестве беспризорных детей, нуждающихся в помещении в детские дома.
Чекисты постоянно наблюдали за выполнением декретов о детском питании и снабжении, строго следили за ним, чтобы здания, отведённые для детских домов, никем не отбирались, снабжали детские дома топливом различным оборудованием.
Призывы ЦК партии, деткомиссии ВЦИК нашли горячий отклик у трудящихся. Борьба с детской беспризорностью стала общенародным делом. Начался широкий сбор средств в детский фонд. Проводились недели "беспризорного и больного ребёнка", устанавливались субработники, когда предприятия два часа работали сверхурочно и вырабатываемая за это время продукция - обувь, мануфактура, детская одежда - шли детям.
Эпоху в ликвидации беспризорности и перевоспитания малолетних преступников составили трудовые колонии-коммуны ОГПУ, превратившиеся в образцовые учебно-воспитательные учреждения.
В Самаре также была создана такая колония, она находилась в районе 7-й просеки.
Говоря о положительной роли детских колоний, А. М. Горький писал: "Из среды бывших беспризорных и правонарушителей у нас в колониях и коммунах ОГПУ воспитаны тысячи высококвалифицированных рабочих и, вероятно, не одна сотня агрономов, врачей, инженеров, техников".
При самарской милиции был создан детский дом. Сотрудники милиции отчисляли из своего жалованья средства для улучшения жизни детей, вели с ними кропотливую воспитательную работу.