seleste_RUSa (seleste_rusa) wrote,
seleste_RUSa
seleste_rusa

Categories:

17 апреля 2017 года исполнилось 100 лет со дня рождения В. П. Земеца

В понедельник, 17 апреля, исполнилось 100 лет со дня рождения генерального директора Куйбышевского авиационного завода, героя Социалистического Труда Виктора Петровича Земеца (17.04.1917 — 2.08.1992). Источник: http://volga.news/ Авторы: Дмитрий Быков, фото - Андрей Савельев.

Памятный знак "Куйбышев — запасная столица", цветы и подарки от имени губернатора Николая Меркушкина вдове Земеца, Нине Павловне, вручил заместитель председателя правительства — министр промышленности и технологий Самарской области Сергей Безруков.

"Виктор Петрович много сделал для авиационной отрасли Куйбышева и Советского Союза, он отдавал все силы и энергию, чтобы вывести заводы, которыми руководил, на самый высокий уровень, — отметил Сергей Безруков. — Вокруг него объединилась передовая научная мысль, инженеры и рабочие, которые совершили авиационный подвиг — выпускали огромное количество гражданских и военных самолетов. Это были героические люди, которые любили свое предприятие и Самару. И дело их живет".

2.jpg


В знак уважения и признательности Сергей Безруков вручил Нине Павловне букет от губернатора Николая Меркушкина, чайный сервиз и памятный знак "Куйбышев — запасная столица". Также со столетием со дня рождения супруга ее поздравили первый заместитель главы Самары Владимир Сластенин, глава Ленинского района Дмитрий Титов и соратники Земеца.

"Спасибо, что помните", — поблагодарила Нина Павловна и добавила: "Когда Николая Ивановича только назначили, я сразу отметила: у него хватка как у моего мужа. Он всегда что-то делает, строит, обновляет".

Ее поддержал коллега Земеца, бывший главный специалист КуАЗа, директор заводов "Авиаагрегат" и "Электрощит" Олег Ермолов. Он рассказал гостям, что Виктор Петрович огромное внимание уделял созданию социальной инфраструктуры города.

1.jpg

С его подачи на месте бараков на Безымянке появился Юнгородок с многоэтажками, детскими садами, школами, магазинами, он был инициатором строительства второго в городе Дворца спорта — легкоатлетического манежа, турбаз и пионерских лагерей, птицефабрики в Курумоче, Дома культуры в подшефной Большой Черниговке и других объектов.

В заводских цехах во времена его директорства был восстановлен найденный в карельских болотах Ил-2, и 9 мая 1975 года установлен на постамент на пересечении Московского шоссе и проспекта Кирова.

5.jpg

"Нет ни одного человека, который для нашего города сделал больше, чем он. Все возводилось силами работников в свободное время. Благодаря появлению домов в Юнгородке сбылась "хрустальная мечта" тысяч работников завода — из бараков они переехали в собственные квартиры", — напомнил Олег Ермолов.

В этот знаменательный день он также много говорил о Викторе Петровиче как руководителе крупнейшего авиазавода. При нем на КуАЗе одновременно строили сразу несколько модификаций самолетов — и гражданских, и военных. При этом все задачи выполнялись неукоснительно, каким бы сложными они не были. В 1979 году КуАЗ выпустил за год 72 машины, по сути, каждые четыре дня строился один самолет.

"Это даже трудно представить! А когда в октябре 1969 года Виктор Петрович возглавил завод, мы были уверены, что до конца года нам не удастся построить 3 самолета. Он пришел — и вдруг все "закрутилось". Потом был план 5, 6, 9, 12, 18 самолетов в год. Когда нам поставили задачу выпустить 36 самолетов, даже оптимисты говорили: "Это нереально!". Но план был выполнен. Да, мы очень много работали, но если бы не воля Виктора Петровича и четкое понимание, как этого добиться, у нас бы ничего не получилось", — заверил Олег Ермолов.

4.jpg

Виктор Петрович Земец родился 17 апреля 1917 года в Воронеже, в рабочей семье. Практически вся жизнь Земеца связана с Куйбышевским авиационным заводом. В 1930-е годы, после окончания техникума, он пришел работать на Воронежский самолетостроительный завод, который во время войны был эвакуирован в Куйбышев. Он принимал участие в строительстве гордости СССР — самолета АНТ-25, на котором Чкалов, Байдуков и Беляков совершили беспосадочный перелет из Москвы в США. В начале 1940-х в Воронеже начали также выпускать Ил-2, который продолжали делать во время Великой Отечественной войны на волжской земле. В 1953 году Земец заочно окончил Куйбышевский плановый институт, продолжая работать на КуАЗе. В это время на заводе начали делать бомбардировщики Ту-95 и ракетоносцы Ту-95 К. В 1961 году Виктора Петровича назначают директором куйбышевского завода № 35, впоследствии — "Авиаагрегат". В годы его руководства на предприятии освоили выпуск шасси для самолетов Ан-24, Ту-134, Су-24 и вертолетов Ми-6, Ми-10, К-25, К-27. После того, как в октябре 1969 года Земец был назначен генеральным директором Куйбышевского авиационного завода, здесь начался серийный выпуск самолета Ту-154, который на долгие годы стал визитной карточкой КуАЗа. Виктор Петрович Земец — Герой Социалистического труда, лауреата Госпремии СССР, почетный гражданин Самары. В 2007 году ул. Псковская Самары была переименована в улицу Виктора Земеца.

3.jpg
Tags: Авиакор, Куйбышев, Почётные граждане, Самара
Subscribe

Posts from This Journal “Авиакор” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments