Previous Entry Share Next Entry
Село Елань Хворостянского района Самарской области
Аватар с фотиком
seleste_rusa
В 1775 году земли нынешнего Хворостянского района в долях купили Василий Николаевич Самарин (племянник Федора Васильевича Наумова, руководителя строительства Новой Закамской оборонительной линии) и князь Александр Васильевич Урусов (сын Василия Алексеевича Урусова, главного командира Оренбургской экспедиции, сменивший на этом посту временно арестованного в Санкт-Петербурге Василия Никитича Татищева).

Князь Урусов быстро потерял интерес к купленным землям и продал свою долю, но имя князя осталось в названиях населенных пунктов и один из них, нынешняя Елань, в начале XX века звалась Урусово-Александровка.

А в 1859 году, согласно "Списка населенных мест Самарской губернии" она значится как Александровка. Причем вторым названием отмечено как Елань или Урусово. Ещё ранее, в 1821 и 1808 годах название только одно: Александровка.

1.JPG


За время владения землями Александр Васильевич построил две деревянных церкви: в Александровке (ныне Елань) и в Пензено (ныне Абашево). Продал свою землю Урусов, судя по всему частями: западные земли - помещице А. А. Мельгуновой, которая, в свою очередь, перепродала их М. В.Пустошкину, и члены его семьи оставались собственниками этих земель вплоть до установления советской власти, а восточные, в том числе и село Александровка - пока не известно.

Однако, известно, что в 1855 году уральский казак, старообрядец (Ил)Ларион Иванов Аржанов заявился в Самаре во 2-ю купеческую гильдию на так называемом временном праве. Сам Ларион в Самаре не жил, только вёл дела. А его сын его, Симеон (Семен) Илларионович уже осел в Самаре и губернии прочно. Прибыл в Самару Семен Илларионович настолько состоятельным, что по определению Самарской казенной палаты сразу был причислен к купцам первой гильдии. Чем он занимался в Оренбуржье и как нажил свой капитал - доподлинно неизвестно. К 1888 году у семьи старообрядцев Аржановых, деда - Лариона Ивановича, сына - Семена Илларионовича и внука - Лаврентия Семеновича, было в собственности, по крайней мере, 18 000 десятин земли в Николаевском и Самарском уездах.

2.
16.jpg

4 декабря 1762 года Екатериной Второй был издан Манифест, по которому старообрядцам, в случае их заселения, тогда еще Саратовской губернии, обещались значительные льготы, в том числе свобода богослужения, так как не хватало в этих местах людей. Этим Манифестом территория для расселения была определена между реками Иргиз и Большой Иргиз. Приехав на указанные земли, старообрядцы по течению реки Большой Иргиз организовали множество скитов, некоторые из которых позже преобразовались в так называемые Иргизские монастыри. Более того, старообрядцами в течение нескольких лет были основаны: Балаково, Криволучье, Каменка и Мечетная (позже г. Николаевск, ныне г. Пугачев). Позже, вся эта местность стала относиться к Николаевскому уезду Самарской области.

С приходом к власти Николая I на старообрядцев в Поволжье с 1827-1828 годов начались гонения и жесткое понуждение принятия единоверия. Естественно, это не могло понравиться общинам и привело к тому, что люди начали уходить со своих мест.

3. Заброшенная руинированная каменная церковь
2.JPG

4. Памятник павшим односельчанам на фронтах Великой Отечественной войны
3.JPG

Аржановские земли в Самарском и Николаевском уездах располагались на местах проживания староверов. На 1888 год владения купцов начинались на юге близ сел Николаевка и Михайловка (ныне – Михайло-Лебяжье), находящихся в Николаевском уезде и уходили севернее в Самарский уезд, включая в себя, в том числе, село Александровку (Елань). Таким образом, к третьей четверти XIX века, именно Аржановы стали владельцами восточной части земель князя Урусова. То, что Александровка было именно селом, причем уже значительное время до Аржановых, подтверждается межевым планом Самарского уезда Симбирской губернии от 1808 года и Атласом Российской Империи, составленным подполковником Василием Петровичем Пядышевым в промежуток между 1820-1827 годами. Предположительно церковь, построенная князем Урусовым, была деревянной. Со временем она обветшала и в 1850-х годах жители начали строить новую кирпичную. О чем, в архиве Самарской удельной конторы (фонд 43, опись 1) находится переписка за 1852-1858 годы о постройке церкви в селе Александровке. В итоге, церковь у сельчан получилась старообрядческая по архитектуре, вытянутая «вагончиком» в одну сторону от колокольни.

5.
4.JPG

6.
5.JPG

В Александровке (Елани) есть еще одно достойное упоминания строение - это старый кирпичный дом. Этот дом построен непосредственно Аржановыми и построен гораздо позже церкви. Саму церковь возвели в конце 1850-х годов. В указанное время Аржановы еще не купили эту землю. Но самое главное другое. Дом построен из кирпича, произведенного в Самаре и имеющего клеймо "З.Н." - завод Александра Александровича Никифорова.

Известно, что для строительства кирпичных сооружений на местах организовывали свои кирпичные производства и использовали местный материал. Утверждение о местном производстве наглядно подтверждается слоистой структурой кирпича, из которого сделана церковь. Крупные заводы такого себе не позволяли. А самое главное подтверждение - это наплевательское отношение к Указу от 1847 года о правилах выделки кирпича, конкретно к пункту 21, который требует ставить на кирпич клеймо производителя. Отсутствие клейм на кирпичах характерно для подавляющего большинства зданий, построенных не в крупных городах Самарской губернии. При этом на доме в Александровке клеймо есть. Дом построен для себя, а, с учетом его весьма скромных размеров и удаленности села от столицы губернии, скорее для управляющего, из кирпича, которы привозили на телегах из Самары несколько дней на расстояние более 100 километров - такое было не в духе купцов Аржановых.

Объясняется это сочетанием двух факторов: первое - наличие неиспользованного кирпича, оставшегося от какого-нибудь самарского строительства у Аржановых и второе - отсутствие рентабельности вновь затевать производство местного кирпича для постройки одного небольшого дома в Александровке (Елани).Принимая во внимание специфический подход к ведению бизнеса Аржановыми, отнюдь не исключен вариант изъятия кирпича у Никифорова в качестве какой-нибудь сатисфакции по очередному судебному процессу. Самое интересное, что несколько позже описываемых событий, Аржановы появились в списках производителей кирпича Самары. Данный факт можно трактовать, как окончательный захват Никифоровского производства.

По информации, находившейся на церкви - она построена в 1809 году. При этом первоначальный владелец Елани генерал-майор Русской императорской армии Урусов А. В. не был старообрядцем. Первую церковь в своей деревне заложил он. Это, однозначно, была обычная православная церковь.

7. Сейчас усадьбу занимает детский сад
6.JPG

8. Ранее здесь размещалось правление колхоза имени XIX Партсъезда
7.JPG

9.
8.JPG

10.
9.JPG

11.
10.JPG

12.
11.JPG

13.
13.JPG

14.
14.JPG

15.
15.JPG

После событий, начавшихся в 1827-1828 г.г. и разросшихся до такой степени, что в 1837 году потребовалась военная сила для подавления стойкости староверов. Жесткий нажим властей на старообрядцев Николаевского уезда, требование перейти в единоверие, упразднение монастырей, разгон старообрядцев привели к тому, что староверы ушли со своих мест, где жили 75 лет, в том числе и в Елань. Освоившись на новом месте, они, естественно, построили новую церковь по своим канонам. Однако, с 1 января 1855 года вступило в действие правительственное распоряжение о том, что староверы лишаются права записи в купечество. В случае непредставления купцами документа о принадлежности к православной церкви безусловно или на правах единоверия, выдавали торговые свидетельства по гильдиям на временном праве. Ларион Иванович Аржанов записался во 2 гильдию на временном праве. Поэтому, староверы были вынуждены маскироваться и, к примеру, сам Семен Илларионович принял единоверие. Вынуждены были принять единоверие и жители Елани, поэтому, в Памятной книге Самарской губернии за 1859 год указано: "Александровка – церковь православная".

16.
17.JPG

Становится очевидным, что появившаяся в Самаре богатая семья Аржановых предпочла скупать именно эти, находящиеся на юго-востоке земли. Во-первых, Аржановы были старообрядцы, а это очень сплоченные люди, всегда помогающие друг другу. Этим можно объяснить нехарактерное, при всей их рачительности, решение о строительстве кирпичного дома для своего управляющего. А во-вторых, им, прибывшим из Оренбуржья, изначально была близка деятельность на скотопрогонных трактах.

Источники: http://samara-true.livejournal.com/491203.html, https://www.youtube.com/watch?v=VMSiKYim9bU

7 сентября 2016 года

Posts from This Journal by “Хворостянский район” Tag


  • 1

Село Елань Хворостянского района Самарской области

Пользователь eremkin_kub сослался на вашу запись в своей записи «Село Елань Хворостянского района Самарской области» в контексте: [...] Оригинал взят у в Село Елань Хворостянского района Самарской области [...]

Заброшенный храм Казанской иконы Божией Матери в селе

Пользователь eremkin_kub сослался на вашу запись в своей записи «Заброшенный храм Казанской иконы Божией Матери в селе Елань Самарской области» в контексте: [...] заброшенного храма во имя Казанской Божией Матери в селе Елань [...]

  • 1
?

Log in

No account? Create an account