Previous Entry Share Next Entry
Лунная эпопея. Часть III
Аватар с фотиком
seleste_rusa
Георгий Евгеньевич ФОМИН,
ветеран космонавтики России,
Почетный работник ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»


Глава 9. Лунная программа С. П. Королева
Эта глава написана Г. Е. Фоминым в ноябре-декабре 2010 года

Лунная эпопея. Часть I: http://seleste-rusa.livejournal.com/703555.html
Лунная эпопея. Часть II: http://seleste-rusa.livejournal.com/706028.html



Филиал № 1 ОКБ-52 (бывшее ОКБ-23 В. М. Мясищева) на базе двухступенчатого носителя 8К72 (РН «Протон») под руководством В. М. Челомея разрабатывает трехступенчатый носитель 8К72К (РН «Протон-К»), способный вывести на низкую околоземную орбиту полезный груз массой порядка 20 тонн. С. П. Королев и его коллектив ОКБ-1 разрабатывают разгонный блок с многократным включением двигателя в полете, корабль для облета Луны и головной обтекатель с системой аварийного спасения. Разработкой разгонного блока занимается основной состав ОКБ-1 во главе с руководителями комплексов С. С. Крюковым (проектанты), М. В. Мельниковым (проектанты-конструкторы двигателя), С. О. Охапкиным (конструкторы), Я. И. Трегубом (испытатели). Проектантам удается практически унифицировать разгонный блок для ракеты «Протон-К» с разгонным блоком для тяжелой лунной ракеты Н-1, где он имеет условный индекс «блок Д». Под этим же индексом он будет использоваться и на ракете «Протон-К». Корабль для облета Луны – корабль 7К-Л1 – разрабатывает филиал № 1 ОКБ-1 во главе с заместителями С. П. Королева К. Д. Бушуевым и Б. Е. Чертоком.


Филиал № 1 ОКБ-1 был образован С. П. Королевым незадолго до его смерти на территории бывшего артиллерийского НИИ В. Г. Грабина, расположенной в непосредственной близости от основной территории ОКБ-1, но разделенной железнодорожными путями. Головной обтекатель С. П. Королев поручил разрабатывать своему заместителю, начальнику и главному конструктору филиала № 3 Д. И. Козлову. В исторической литературе о развитии ракетной техники пишут, что комплекс УР-500К-Л1 создан ОКБ-52 и ОКБ-1. Это правильно, но при детальном рассмотрении ОКБ-52 – это филиал № 1 ОКБ-52, то есть бывшее мясищевское ОКБ, а ОКБ-1 – это собственно ОКБ-1 (в части разгонного блока), филиал № 1 (в части корабля 7К-Л1) и филиал № 3 (в части головного обтекателя). Мне лично пришлось руководить проектными работами и наземной экспериментальной отработкой головного обтекателя для лунного комплекса УР-500К-Л1. Разработка, отработка и изготовление головных обтекателей у филиала № 3 ОКБ-1 и завода «Прогресс» особых трудностей не вызвало, мы построили и поставили на летные испытания требуемое количество головных обтекателей в установленные сроки. Все обтекатели выполнили возложенные на них задачи, в том числе и по спасению спускаемого аппарата при арии ракеты-носителя на старте.

Все составные части комплекса УР-500К-Л1, были разработаны, в спешке недостаточно отработаны в наземных условиях и в 1967 году поступили на летные испытания в беспилотном варианте. Спускаемый аппарат корабля 7К-Л1 в отличие от сферических спускаемых аппаратов предшественников – кораблей «Восток» и «Восход» − имел форму фары, что создавало аэродинамическое качество, а, следовательно, некоторую возможность управления траектории спуска для увеличения точности посадки и значительного снижения перегрузок при торможении в атмосфере Земли.

Всего было проведено 14 запусков комплекса УР-500К-Л1. Первый запуск состоялся 10 марта 1967 года. Ракета-носитель УР-500К (ОКБ-52, филиал № 3 ОКБ-1, завод имени М. В. Хруничева) успешно вывела связку «разгонный блок Д + космический корабль 7К-Л1» на орбиту вокруг Земли. Первое включение разгонного блока Д (ОКБ-1, завод № 88) прошло нормально, при втором включении произошел сбой, в результате чего корабль 7К-Л1 вошел в плотные слои атмосферы Земли и разрушился. Из остальных 13 запусков три завершились полным успехом, в двух случаях корабли при возвращении после облета Луны разбились при возвращении на Землю. Один корабль остался на орбите Земли из-за отказа блока Д, а 7 – не были выведены на околоземную орбиту из-за аварии ракеты-носителя. Последний, четырнадцатый запуск комплекса состоялся 20 октября 1970 года. Он был полностью успешным. Советские космонавты, особенно А. А. Леонов и П. И. Попович рвались в этот полет, но им не разрешили. Может быть, и жаль, что им не удалось увидеть лик Луны, но риск ведь был велик.

21 декабря 1968 года американские астронавты Френк Борман, Джеймс Ловелл, Уильям Андерс первыми в мире побывали в окрестностях Луны и благополучно вернулись на Землю. Их корабль «Аполлон» вывел на траекторию Луны сверхтяжелый носитель «Сатурн-5».

Интерес советских политических и научных руководителей к облету Луны экипажем упал, тема УР-500К-Л1 была закрыта, не дав ожидаемого результата.

Однако для В. Н. Челомея, его филиала № 1 и завода имени М. В. Хруничева результат был, и значительный результат. Был создан трехступенчатый носитель, оснащенный разгонным блоком. Доведение его до ума было делом времени, и носитель «Протон-К» с разгонным блоком Д стал единственным в СССР носителем для выведения телекоммуникационных спутников на геостационарную орбиту, а потом и основным носителем для выведения российских и зарубежных спутников различного назначения на геопереходные, геостационарные и высокие круговые орбиты. Не будь темы 7К-Л, трудно было бы В. Н. Челомею обосновать необходимость такой кардинальной модернизации носителя. А что же досталось головному исполнителю миссии, ОКБ-1. Конечно, в техническом отношении опыт создания нового типа спасаемого аппарата, входящего в атмосферу Земли по пологой траектории со второй космической скоростью велик, но он остается втуне вот уже более 40 лет. С. П. Королева уже не было в живых. Он скончался 14 января 1966 года. Терновый венок неудачника достался преемнику С. П. Королева В. П. Мишину. В октябре 1964 года группа Л. И. Брежнева сместила Н. С. Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР. Звезда В. Н. Челомея начала меркнуть, а после того, как Д. Ф. Устинов стал всесильным руководителем военно-промышленного комплекса «империя В. Н. Челомея» была ликвидирована, входящие в нее предприятия получили самостоятельность, область влияния В. Н. Челомея сузилась до метрополии ОКБ-52 в Реутово, а многие его темы были насильственно закрыты. С. Н. Хрущев уходит из ОКБ-52 в Институт электронных управляющих машин, а в 1990 году уезжает в США и через некоторое время принимает американское гражданство.

Трудно сказать, как бы завершилась миссия облета Луны, если бы за основу была принята триада «7К + 9К + 11К», но ожидать успеха, на мой взгляд, было еще более проблематично, чем от комплекса УР-500К-Л1.

Вторая составляющая лунной программы С. П. Королева, наиболее грандиозная и сложная – высадка человека на поверхность Луны.

В качестве технических средств для решения этой задачи нужно было создать носитель сверхтяжелого класса и лунный экспедиционный комплекс. Были разные варианты носителя и организации полета человека с высадкой на поверхности Луны. Предложения поступали от С. П. Королева, В. Н. Челомея, М. К. Янгеля. Все это делалось на фоне нервозности объявленной президентом США Джоном Кеннеди национальной программы высадки американских астронавтов на нашу естественную небесную спутницу. Опуская промежуточные варианты, коих было достаточно много, напомню предложения каждого ОКБ. ОКБ-1 и С. П. Королев представили проект создания сверхтяжелого класса совершенно нового типа, не опирающегося ни на какой материальный задел. Проекту присвоили условный шифр Н-1 (11А52). Носитель в конечном варианте должен был выводить на околоземную орбиту полезный груз массой 95 тонн. Трехступенчатая ракета-носитель Н1 с поперечной схемой деления ступеней использовала в качестве топлива пару «жидкий кислород-керосин». Такое топливо было идеей фикс С. П. Королева и формально стало причиной непримиримых разногласий с В. П. Глушко, приведшее к полному разрыву их сотрудничества в лунном проекте и привлечения конструктора авиадвигателей Н. Д. Кузнецова к созданию ракетных двигателей для всех ступеней ракеты и разгонного блока Г лунного комплекса Л-3. Блоки всех ступеней −А, Б, В − представляли собой нетранспортабельные крупногабаритные моноблочные конструкции в форме правильного усеченного конуса. На силовом клепаном каркасе каждого блока были установлены баки окислителя и горючего сварной конструкции сферической формы.

Габариты блока А: нижний диаметр – 17 метров (здесь и далее цифры габаритов и массы округлены или даны приблизительно), верхний диаметр – 10 метров, максимальный поперечный размер по решетчатым стабилизаторам – 22 метра, длина блока – 30 метров. Сухая масса – 130 тонн, масса заправляемого топлива – 1750 тонн. На блоке установлено 30 двигателей тягой у земли по 150 тонн каждый.

Нижний диаметр блока Б – 10 метров, верхний – 7,3 метра, длина блока – 21 метр, сухая масса – 55 тонн, масса заправки – 506 тонн. На блоке установлено 8 двигателей тягой по 175 тонн каждый.

Нижний диаметр блока В – 7,3 метра, верхний – около 6 метров, длина блока – 11 метров, сухая масса – 14 тонн, заправка – 175 тонн. На блоке установлено 4 двигателя тягой по 175 тонн каждый.

Двигатели блоков А, Б, В в значительной степени унифицированы, что является положительным фактором для освоения производства, ускорения экспериментальной отработки и набора статистических материалов по результатам отработки.

В связи с нетранспортабельностью всех блоков их окончательная сборка, включая сварку баков, велась на космодроме «Байконур», для чего там пришлось создавать производственные цеха завода «Прогресс» и постоянно присутствующие конструкторские подразделения ОКБ-1 и филиала № 3 ОКБ-1. По существу сборочно-испытательный завод был там, на «Байконуре», а в Куйбышеве на заводах «Прогресс», Авиационном, Сталелитейном, Металлурге, НПО «Труд», Моторостроителе, Сызранском заводе тяжелого машиностроения, Сызранском заводе пластмасс и других изготавливали агрегаты, узлы, детали и поставляли вагонами и самолетами на «Байконур».

Из-за недостатка средств и дефицита времени (американцы двигались уверенно к цели и раздражали политиков и технарей) наземная экспериментальная отработка проводилась по недопустимому минимуму. Чувствовалось, что все участники молча надеялись на удачу, которая для такого сложного изделия, как ракета Н-1, была сравнима с несбыточным чудом.

Продолжение: Лунная эпопея. Часть IV: http://seleste-rusa.livejournal.com/710244.html

  • 1
Сколько сил и средств затрачено было...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account