Previous Entry Share Next Entry
Лунная эпопея. Часть I
Аватар с фотиком
seleste_rusa
Георгий Евгеньевич ФОМИН,
ветеран космонавтики России,
Почетный работник ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»


Глава 9. Лунная программа С. П. Королева
Эта глава написана Г. Е. Фоминым в ноябре-декабре 2010 года



В 1965 году в области космического ракетостроения объективно сложилась неблагоприятная для ОКБ-1 ситуация, хотя С. П. Королев, освобождая свой коллектив для грандиозных работ по пилотируемой, в том числе лунной программе, сознательно приложил к этому руку.

В 1965 году на опытном заводе ОКБ-1 (заводе № 88 – ныне ЗЭМ) изготовление ракет-носителей прекратилось. Последний запуск ракеты 8К72К (РН «Восток») состоялся в 1964 году, 10 июля на орбиту были выведены одновременно два спутника «Электрон-3» и «Электрон-4». Как и первая пара спутников этого типа они были выведены одной ракетой на существенно различные орбиты, что было большим техническим достижением, и внесли большой вклад в изучение природы космического пространства, особенно характеристик радиационных поясов Земли. Через три года (в 1967 году) прекратились запуски четырехступенчатых ракет модификации 8К78 (РН «Молния»). 3 октября последней ракетой 8К78, изготовленной заводом № 88 (в кооперации с заводом «Прогресс» в части пакета первых двух ступеней) был запущен спутник связи «Молния-1». Это был первый спутник красноярского ОКБ-10 (бывшего филиала № 2 ОКБ-1) – наследника С.П.Королева в области космических информационных систем (общегражданской и специальных видов связи, навигационного и геодезического обеспечения и других видов космической деятельности).


Все работы по модернизации ракет-носителей семейства Р-7А С. П. Королев в 1964 году передал в Куйбышев, филиалу № 3, а их изготовление сосредоточилось на заводе «Прогресс». Здесь велось изготовление трех модификаций ракет: трехступенчатой ракеты 8А92М (РН «Восток-2») для запуска космических аппаратов массой до 4800 кг на низкие околокруговые орбиты, более мощного трехступенчатого носителя 11А57 (РН «Восход») для запуска пилотируемых и автоматических космических аппаратов массой до 5700 кг также на низкие орбиты. Началось изготовление модификации нового четырехступенчатого носителя 8К78М (РН «Молния-М») для запуска космических аппаратов массой до 1800 кг на высокоэллиптичные орбиты и траектории для межпланетных перелетов.

Больших успехов в космическом ракетостроении достигло ОКБ-586 (КБ «Южное») М. К .Янгеля. В 1965 году эксплуатировалось три типа легких ракет-носителей легкого класса двух модификаций. Первая модификация сверхлегких ракет была создана на базе боевой баллистической ракеты средней дальности (до 2000 км) Р-12 путем оснащения ее второй ступенью типа С1. Ракеты 63С1 и 11К63 (РН «Космос-1») выводили полезный груз массой до 500 кг на низкие орбиты и использовались для запуска серии малых спутников научного и прикладного назначения разработки ОКБ-586. Вторая модификация носителя – 65С3 (РН «Космос-2») – была создана на базе баллистической ракеты повышенной дальности стрельбы (до 4500 км) и выводила на орбиту груз массой до 1500 кг. М.К.Янгель в структуре ОКБ-456 образовал космическое проектно-конструкторское подразделение КБ-3, начальником и главным конструктором которого назначил талантливого ученого и конструктора, опытного организатора В.М.Ковтуненко. Душа М.К.Янгеля по воспоминаниям его близких сотрудников более лежала к боевым межконтинентальным ракетам, но, поручив В.М.Ковтуненко новое в деятельности ОКБ направление, он открыл зеленый свет космической тематике. Класс легких носителей и малых исследовательских и прикладных спутников ОКБ-586 не угрожал грядущей тематике С.П.Королева и мало влиял на заслуженно завоеванный престиж ОКБ-1 как первопроходца в космическое пространство. Большую опасность для самолюбия С.П.Королева представляли несомненные успехи ОКБ-586 по боевой тематике, которую С.П.Королев, по-видимому, не хотел отдавать из ОКБ-1 без боя. Надо признать, что сражение за межконтинентальные и глобальные баллистические ракеты С.П.Королев и его ОКБ-1 проиграли, но не бесславно. Кислород-керосиновое направление, в которое ОКБ-1 вложило много сил и достигло уникальных результатов, отступив в боевой тематике, победило в космической, в том числе и в ОКБ-586 (КБ «Южное»), где был создан космический носитель 11К77 (РН «Зенит») с высокими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками. ОКБ-1 стало пионером и по твердотопливным ракетам, проторив дорожку для следующих поколений ракет типа «Тополь».

Опасность для С. П. Королева и ОКБ-1 представляло ОКБ-52 во главе с Генеральным конструктором В. М. Челомеем.

Сделаю небольшое отступление с оценкой моих воззрений на роль социально-зкономической и политической системы страны на развитие любой отрасли хозяйства, роль и судьбу лиц, активных участников процесса развития. Плановая социалистическая система, по моему мнению, наиболее эффективна для решения сложнейших прорывных задач. 20 августа 1945 года, в условиях послевоенной разрухи и начинавшегося противостояния единственной ядерной державы США (вкупе с ястребами из Великобритании) с ослабленным Советским Союзом, И. В. Сталин, как председатель Совета Обороны, подписал постановление о создании Специального комитета для руководства всеми работами по использованию атомной энергии урана, включая производство атомной бомбы. Обращаю внимание, что это было постановление Государственного комитета обороны, а не постановление ЦК ВКП(б) – (позднее ЦК КПСС) и Совмина СССР, что было введено в моду Н. С. Хрущевым. Руководство комитетом было возложено на государствено-политического деятеля Л. П. Берия, крупного хозяйственника Б. Ванникова и талантливого ученого-физика И. В. Курчатова. Во исполнение постановления за короткий срок были созданы высококвалифицированные научные и конструкторские коллективы, специальные добывающие карьеры, промышленные предприятия различных отраслей, от металлургии до электротехники, электроники и производства обогащенного ядерного материала, полигоны для испытаний нового вида оружия. Работы ученых, конструкторов, хозяйственников, рабочих, военных дали положительный результат, и 29 августа 1949 года на ядерном полигоне под Семипалатинском был произведен взрыв первой в СССР атомной бомбы. Известие об этом ошеломило западных политиков и специалистов.

13 мая 1946 года И. В. Сталиным было подписано постановление Совета Министров СССР «Вопросы реактивного вооружения», положившее начало строительству современной ракетно-космической промышленности страны и отечественной боевой и космической ракетной техники. В соответствии с постановлением создается Специальный комитет, которому поручается:

а) наблюдение за развитием научно-исследовательских, конструкторских и практических работ по реактивному вооружению, рассмотрение и представление непосредственно на утверждение Председателя Совета Министров СССР планов и программ развития научно-исследовательских и практических работ в указанной области, а также определение и утверждение ежеквартальной потребности в денежных ассигнованиях и материально-технических ресурсах для работ по реактивному вооружению;
б) контроль за выполнением министерствами и ведомствами заданий Совета Министров СССР о проведении научно-исследовательских, проектных, конструкторских и практических работ по реактивному вооружению;
в) принятие совместно с соответствующими министрами и руководителями ведомств оперативных мер по обеспечению своевременного выполнения указанных заданий.

Все постановление занимает шесть страниц машинописного текста, но в нем оговорено все, что нужно для создания новых видов оружия, как и в постановлении о Специальном атомном комитете. Определены головные министерства по разработке и производству различных видов реактивного вооружения (жидкостных, пороховых, баллистических, крылатых ракет), созданы научные, конструкторские и промышленные предприятия по разработке и производству ракет, двигателей, систем управления, наземных комплексов, экспериментальная база и испытательный полигон. Определены задачи планово-финансовых органов и силовых структур в деле обеспечения деятельности созданных промышленных структур, предусмотрено снабжение работников реактивной (тогда использовался такой термин для ракетной техники) отрасли промышленными и продовольственными товарами и оплаты труда творческим работникам на уровне снабжения и заработной платы для работников научных учреждений Академии наук СССР. Забота в отношении снабжения и зарплаты специалистов ракетной промышленности на уровне научных работников Академии наук косвенно показывало, какое внимание оказывала советская система ученым, профессорам, исследователям.

Комитет возглавлял государственно-политический деятель Г. М. Маленков и видный хозяйственник Д. Ф. Устинов. Научное направление в комитете представлял крупный ученый в области радиотехники и радиолокации академик АН СССР А. И. Берг. Будущий корифеи ракетостроения С. П. Королев, В. П. Глушко, Н. П. Пилюгин, В. П. Бармин и другие вместе с ними пока пребывали в поверженной Германии и изучали немецкую трофейную технику.

Изучив ракету Вернера фон Брауна Фау-2 (от немецкого слова «Vergeltungwaffe» − «Оружие возмездия»), советские конструкторы воспроизвели ее и под индексом Р-1 10 октября 1948 года произвели первый запуск с полигона «Капустин Яр».

Американцы тоже не мудрствовали лукаво. Советским специалистам в Германии достались отдельные узлы и детали и обрывки документации ракеты «Фау-2». Улов американцев был более крупным – они вывезли несколько десятков готовых ракет, полный комплект технической документации и большую группу немецких конструкторов во главе с самим Вернером фон Брауном. Вернер фон Браун вскоре приступил к своей любимой работе под звездно-полосатым флагом. Уже в 1946 году с полигона Уайт Сэндз были проведены запуски ракет «Фау-2», на ее базе были созданы первые двухступенчатые ракеты «Бампер» и «Редстоун».

Еще в годы войны американцы создали атомную бомбу и апробировали ее в войне с Японией, причем не против скопления военной силы и техники, а против мирного населения двух городов.

Как и в Советском Союзе, работы в США по созданию атомной бомбы, по ракетной и космической технике и вообще по прорывным технологиям велись и ведутся на жесткой плановой основе при административном руководстве со стороны правительственным органов и привлечением лучших умов ученых, инженеров, конструкторов Америки, Западной Европы и других стран мира.

Не только ракеты и ядерные технологии получили мощное развитие в первые же годы после окончания Великой отечественной войны. В авиации созданы самолеты конструкции А. И. Микояна, А. Н. Туполева, А. С. Яковлева, В. С. Ильюшина совершенно нового типа, не уступающие новейшим образцам французских и американских фирм. Появилось вертолетостроение. В небо поднялся пассажирский самолет Ил-12, а потом более совершенный Ил-14, на дороги вышли легковой автомобиль «Победа», грузовые автомобили ГАЗ-53, ЗИС-150, минские и пензенские велосипеды, ижевские и тульские мотоциклы. Началось (или восстановилось) производство радиоприемников, фотоаппаратов, наручных и карманных часов, авторучек, патефонов, грампластинок, охотничьих ружей и многого другого, что в войну было редкостью. Два завода, Сталинградский и Харьковский, заполонили колхозные поля гусеничными тракторам ДТ-54, завод Ростсельмаш – комбайнами «Сталинец». В то же время хватало сил, средств и энтузиазма для восстановления из руин Сталинграда, Минска, Харькова, Воронежа, других больших городов и малых сел, заводов, фабрик, совхозов и колхозов Украины, Белоруссии, ДнепроГЭСа и других объектов народного хозяйства и социальной сферы.

Мне могут возразить, что плановая социалистическая система не выдержала испытаний временем и развалилась. Это так, но развалили ее не диссиденты, не демократы, не либералы, не борцы за рыночную экономику, а прогнившая коммунистическая элита во главе с М. С. Горбачевым, А. Н. Яковлевым, Б .Н. Ельциным, Э. М. Шеварднадзе и примкнувшими к ним верившими в идею перестройки наивными честными бескорыстными политиками, прожженными дельцами, откровенными проходимцами, стяжателями и политиканами всех мастей. История еще даст оценку и этому периоду жизни России, ее руководителям и их истинным вдохновителям.

В то время, когда в России бразды правления экономикой уходят в руки невидимых сил, в рыночном мире все более и более проявляется жесткая руководящая рука национальных правительств и межгосударственных регулирующих институтов.

Хотел убрать написанное выше отступление, но решил оставить его и вернуться к теме.

Почему же ОКБ-52, которое возглавлял В. Н. Челомей, представляло опасность для С. П. Королева?

В 1941-1944 гг. В. Н. Челомей работал в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ), где принимал участие в разработке первого в нашей стране пульсирующего воздушно-реактивного двигателя (ПУВРД). В 1944 году В. Н. Челомей становится главным конструктором ОКБ-51 (ранее это ОКБ-1 возглавлял известный авиаконструктор Н. Н. Поликарпов) и ему поручают создать крылатую ракету по типу немецкого самолета-снаряда «Фау-1». Проект «10Х» − подобие «Фау-1» - обладал − недостаточно высокими тактико-техническими характеристиками и низкими показателями надежности. Военные отказались принимать этот клон «Фау-1» на вооружение. Далее (в 1948-1952 гг.) в ОКБ-51 разрабатываются следующие образцы крылатых ракет – «14Х» и «16Х», − которые также на вооружение не приняты. В связи с неэффективностью ОКБ-51 расформировывается, а В. Н. Челомей освобождается от должности Главного конструктора и переходит на преподавательскую работу в МВТУ имени Н. Э. Баумана. В 1955 году организуется новое конструкторское бюро ОКБ-52, задачей которого является разработка крылатых ракет морского базирования. Главным конструктором ОКБ-52 назначен В. Н. Челомей. В 1959 году первое дитя В. Н. Челомея, крылатая ракета «П-5», принята на вооружение Военно-морского флота. Таким образом, за 15 лет конструкторской деятельности В. Н. Челомей дал Вооруженным силам страны всего один образец оружия.

Продолжение: Лунная эпопея. Часть II: http://seleste-rusa.livejournal.com/706028.html

  • 1

Лунная эпопея. Часть I

Пользователь alatas сослался на вашу запись в записи «Лунная эпопея. Часть I» в контексте: [...] Оригинал взят у в Лунная эпопея. Часть I [...]

Селесте-Руса! Спасибо!

Тебе спасибо! )

Небольшая неточность по части американцев: двухступенчатой была экспериментальная ракета Bumper (V-2 + WAC Corporal), а фонбрауновский боевой Redstone по-прежнему был одноступенчатым.
И *очень* интересно замечание относительно последней 8К78 из Подлипок. Разработка 8К78М и переход от 8К78 к 8К78М -- настоящее белое пятно в истории отечественной космонавтики, которое еще ждет дотошного и внимательного исследователя. Фантастически полезной была бы справка о выпуске этих изделий в Куйбышеве с заводскими номерами и с датами пусков :-)

С замечанием по Редстоуну согласен. По РН "молния-М" действительно есть сложности, хотя все просто. Головным по модификации "Молния-М" был определен Филиал № 3 ОКБ-1 (ЦСКБ). При этом НПО Лавочкина был соисполнителем по модернизации РБ "Л" (БОЗ + блок Л). Изготовление: Прогресс - блоки первой, второй и третьей ступени, НПО Лавочкина - БОЗ, блок Л, головной обтекатель. А заводские (выходные номера) ракете в целом присваивались от имени завода № 88 (индекс 103 после буквы года), Прогресса (индекс 150) и НПО имени Лавочкина (индекс 716). Почему так было - видимо, от того, кто отвечал за исполнение госзаказа. Но это я только предполагаю. Верно то, что все РН "Молния-М" от первой до последней изготавливались по схеме, которую я привел. Испытания РБ "Л" и блока И проводились в комплексе то в НПО Лавочкина, то на заводе Прогресс.

Re: Г.Е.Фомин

Спасибо большое! Я даже не знал, что часть ракет числилась за НПОЛ...
Там беда еще в том, что в доступных источниках по многим ракетам есть два, а то и три варианта заводского номера! К примеру, для двух неуспешных лунных пусков в марте и апреле 1965 я видел по три варианта:
12.03.1965 -- Г15000-24 или У103-23 или Р103-25;
10.04.1965 -- Р15000-22 или У103-22 или Р103-26.

По-видимому, Г-15000-24 относится к блокам А,Б,В,Г,Д, изготовленным на заводе Прогресс, а У103-23 - к разгонному блоку Л. изготовленному на заводе № 88 (ЗЭМ). Головной обтекатель тоже мог иметь свой заводской номер, отличный от первых двух.
В целом ракета-носитель могла иметь номер, как по прогрессовским блокам, так и по зэмовскому РБ. Тоже и по второму запуску 10.04.1965.

Нина, обязательно (!) это текст размести в вордпресс и больше меток везде поставь, чтобы по поисковикам индексировался
такие вещи нужно знать многим и даже министрам экономики СО

Хорошо, надо подумать.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account