Previous Entry Share Next Entry
Советско-российско-украинский след в мировом ракетостроении и космонавтике
Аватар с фотиком
seleste_rusa
Георгий Евгеньевич ФОМИН,
ветеран космонавтики России,
Почетный работник ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»


Советско-российско-украинский след в мировом ракетостроении и космонавтике
(Тезисы по памяти на основе многих известных источников в связи с первым запуском американской, а по сути американо-украинско-российской ракеты среднего класса «Антарес-110»)

Частная ракета «Антарес» успешно запущена в 17:00 по местному времени (1:00 по московскому) на орбиту с космодрома на острове Уоллопс, штат Вирджиния, США, сообщает NASA. Ракета оснащена двигателями НК-33/AJ26, разработанными и произведенными на самарском предприятии «Кузнецов» Фото с сайта NASA


1. Влияние немецкой инженерной мысли и промышленного воплощения в виде первой в мире дальнобойной жидкостной управляемой баллистической ракеты «Фау-2» («А-4») огромно. Советское и американское современное ракетостроение обязано в своих первых шагах, если не полному копированию немецкой ракетной техники, то значительному клонированию самой ракеты «Фау-2», ее двигателя, компонентов топлива, инерциальной и радиосистемы управления полетом, радиотелеметрической системы и всех других приборов, агрегатов узлов, деталей, а также металлических, неметаллических, резинотехнических материалов, вплоть до мелочей.

В Советском Союзе – это ракеты Р-1, Р-2, в США – это ракеты типа «Редстоун» и вообще целая программа освоения ракетной техники «Гермес». Не обошлось без немецкого следа и в освоении ракетной техники во Франции, Великобритании и некоторых других странах.


Ракета «Фау-2» имеет все признаки современной управляемой баллистической ракеты. Эффективные компоненты топлива – жидкий кислород + восмидесятипроцентный этиловый спирт, жидкостный ракетный двигатель с камерой сгорания, форсуночной головкой, турбонасосным агрегатом, газогенератором, электропневмогидроавтоматикой управления процессом запуска и остановки двигателя. Автономная система программного движения и угловой стабилизации с использованием гироскопических приборов, магнитных усилителей-преобразователей, рулевых машин и исполнительных органов в виде аэродинамических и газовых рулей. Система регулирования кажущейся скорости, включающая в свой состав акселерометры контроля скорости (ускорения), усилители-преобразователи, приводы и управляемые ими регуляторы тяги двигателя. Наконец две радиотехнические системы – боковой коррекции траектории полета и телеметрического контроля функционирования ракеты и ее систем при запуске и в полете. Конструкция ракеты классическая – подвесные топливные баки сварной конструкции, клепаные несущие отсеки ракеты, топливоподающие магистрали, арматура и автоматика пневмогидросхемы, баллоны высокого давления, воздушные редукторы и т.д., и т.п., все, что присуще даже самой сложной современной многоступенчатой ракете боевого или космического назначения.

2. В течение 1944-1961 годов в СССР и США были созданы образцы всех видов боевых ракет – от ракет малой дальности (от 270-300 км) до межконтинентальных баллистических ракет с дальностью до 8-12 тысяч

километров и космических ракет-носителей с грузоподъемностью от нескольких килограмм до нескольких тонн.

3. Когда в СССР были освоены сухопутные боевые ракеты, боевые ракеты морского базирования и космические ракеты-носители в ОКБ-1, заводе № 88, СКБ- 385, ОКБ-586 и заводе № 586 (ныне это всемирно известные РКК «Энергия» имени академика С.П.Королева, ГРЦ «КБ имени академика В.П.Макеева», КБ «Южное имени академика М.К.Янгеля и Южный машиностроительный завод), началось триумфальное продвижение ракетостроения в самом СССР (завод «Прогресс», ЦСКБ, НПО Машиностроения, завод имени Хруничева, ОКБ Мясищева, Красмашзавод, Омский завод «Полет», заводы в Воткинске, Златоусте и других городах) и распространение отечественного опыта в зарубежные страны.

4. Первыми доступ к ракетной технике получили китайцы. Советские специалисты из ОКБ-1 (от С.П.Королева), ОКБ-586 (от М.К.Янгеля) вместе со специалистами от смежных предприятий обучали китайцев и организовывали постановку производства на китайских заводах ракет Р-1. Р-2, Р-5. Р-12, Р-16, двигателей, систем управления, телеметрии, стартовых комплексов, конструкционных материалов, компонентов топлива и всего другого. Были заложены основы китайской ракетной промышленности, которая сейчас успешно развивается.

5. Особое место во взаимоотношениях с зарубежными странами занимает ракета Р-11 (Скад) и ее модификации в сухопутном и морском исполнении. Прямые потомки этого типа ракеты были (и в некоторых еще и есть) на вооружении Болгарии, Венгрии, ГДР. Польши, Румынии, Чехословакии, Ирака, Северной Кореи и других стран.

6. Ракетные технологии России и Украины используют и страны развитые, и страны развивающиеся, и страны, находящиеся за чертой первых двух групп стран.

7. Основы использования технологий России и Украины зарубежными странами можно разделить на несколько видов:

* Запуск национальных полезных нагрузок зарубежных стран на коммерческой основе с использованием ракет-носителей и разгонных блоков российского и украинского производства,

* Создание ракет-носителей и (или) ракетных блоков российскими и украинскими производителями для зарубежных стран с запуском их с зарубежных космодромов.

* Передача ракетных технологий, в том числе составных частей ракет для их использования (и воспроизводства) в зарубежной ракетной технике.

* Передача методик проектирования и конструирования, уникальных испытательно-лабораторных комплексов зарубежным странам и обучение зарубежных специалистов в ВУЗах и на предприятиях России и Украины.

* Другие способы распространения ракетных технологий в зарубежные страны.

8. Рассмотрим вклад российских и украинских производителей ракетной техники в развитие мирового ракетостроения и мировой космонавтики по порядку, изложенному в пункте 7.

8.1. Еще в советские времена по межправительственным соглашениям ракетами-носителями типа «Космос», «Циклон», «Восток», «Молния» выводились на орбиты космические аппараты Индии, Польши, Болгарии, Франции и других стран.

8.2. В те же времена ракетами-носителями типа «Союз» были выведены в космическое пространство космонавты многих зарубежных стран.

8.3. С начала 90-х годов ситуация резко изменяется. Российские и украинские ракеты-носители и разгонные блоки выходят на мировой рынок Услуг по запуску зарубежных космических аппаратов на коммерческой основе. Составляя достойную конкуренцию признанным средствам выведения США и Европы.

8.4. Первыми выдвинулись ракеты-носители типа «Протон» и разгонные блоки типа «Д». Центр имени М.В.Хруничева и РКК «Энергия» имени академика С.П.Королева образовали совместно с американской компанией «Локхид» международную группу по продвижению ракет-носителей типа «Протон» с разгонным блоком типа «Д», а потом и типа «Бриз» на международный рынок. Начиная с 1996 года этим видом средств выведения с космодрома «Байконур» выведена масса спутников связи на геостационарную орбиту: американских, общеевропейских и европейских национальных, латиноамериканских, арабских, стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Несмотря на некоторые досадные неудачи, ракета-носитель типа «Протон», разгонные блоки типа «Д» и «Бриз» пользуются большим заслуженным доверием у потребителей и планируются к использованию многими зарубежными компаниями-операторами спутниковых систем.

8.5. Вслед за ракетами типа «Протон» на международный рынок вышли ракеты типа «Союз» («Союз-У», «Союз-ФГ», Союз-2» двух модификаций). Первые шесть запусков в 1999 году были произведены с использованием блоков выведения «Икар», разработанных в ЦСКБ на базе обеспечивающего модуля космического аппарата «Комета». Все дальнейшие запуски производятся с разгонным блоком «Фрегат», самым пожалуй, конструктивно совершенным в мире. Для продвижения на международный рынок ЦСКБ, Росавиакосмос, французские компании «Аэроспасьяль» и «Арианспас» в 1996 году создали Акционерное общество «Старсем». Космические аппараты американские, европейские, израильские, канадские, германские и других стран мира выведены на низкие, включая синхронно-солнечные, высокие, в том числе геостационарные околоземные орбиты и на траектории полета к планетам Солнечной системы. Запуски производятся с космодрома Байконур».

8.6. Россия (РКК «Энергия»), Украина (КБ «Южное» и ЮжМашзавод), США (компания «Боинг») и Норвегия (судостроительная компания «Акер Квэмер») создали международный пусковой комплекс «Морской старт» в составе плавучей стартовой площадки с базированием на экваторе в Тихом океане вблизи острова Рождества, ракеты-носителя типа «Зенит», разгонного блока типа «Д» и головного обтекателя типа «Боинг». Компания «Морской старт» под флагом ООН специализируется на запуске космических аппаратов на геопереходные орбиты. Осуществлено 35 запусков, из них три аварийных. Последний аварийный запуск 1 февраля 2013 года имел особый резонанс в общей мировой публичной и узкоспециализированной общественности. Однако, есть большая надежда, что недуг будет преодолен, и ракетный комплекс «Зенит-РБД-Морской старт» будет востребован по назначению.

8.7. Центр имени М.В.Хруничева совместно с германскими партнерами создал компанию «Еврокот» для эксплуатации конверсионных ракет-носителей «Рокот» на международном рынке. Ряд предприятий России и Украины под эгидой двух национальных космических агентств образовали международную компанию «Космотрас». В ее задачи входят запуски зарубежных полезных нагрузок с помощью ракет «Днепр», создаваемых из задела боевых ракет «Сатана», подлежащих ликвидации согласно российско-американским соглашениям. Для реализации задач в Оренбуржье введена в строй пусковая площадка «Ясный» со всем комплексом подготовки к запуску и обеспечения запуска, как ракеты-носителя, так и космических аппаратов.

Кроме того, эпизодически использовались для запуска зарубежных полезных нагрузок ракеты-носители типа «Космос» (ПО «Полет», Омск), типа «Циклон» (КБЮ и ЮМЗ, Днепропетровск), «Стрела» (НПО машиностроения, Реутов Московской области).

Все перечисленные в этом пункте ракеты-носители относятся к легкому классу, их использование в общем мировом парке ракет-носителей для осуществления космической деятельности ограничено, вследствие чего даже суммарное количество запусков этих ракет существенно меньше, чем ракет типа «Протон» или ракет типа «Союз».

Тем не менее, они выполняют свою роль.

8.8. В этом подразделе отметим использование российских и украинских технологий в ракетостроении (или создании ракетного парка) зарубежных стран.

8.8.1. Центр имени М.В.Хруничева передал Индийскому национальному агентству технологии по кислород-водородному блоку КВРБ, включая документацию и образцы материальной части. Индусы успешно изучили и освоили. В составе новой современной индийской ракеты-носителя тяжелого класса GSLV.Mk3 будет использоваться КВРБ индийского производства. КВРБ в составе ракеты GSLV.Mk3 предназначается для выполнения функций последней ступени носителя и функций разгонного блока. В качестве последней ступени КВРБ будет выводить полезную нагрузку на парковочную низкую околокруговую орбиту, а в качестве разгонного блока – серией компланарных и трнсверсальных импульсов переводить космический аппарат на любые орбиты и любые траектории полета. Такой подход к функциям последней ступени носителя прогрессивен и соответствует принципам современного ракетостроения. Летные испытания планируются в ближайшие годы.

8.8.2. Центр имени М.В.Хруничева по заказу Южнокорейского национального космического агентства разработал, изготавливает и поставляет блок первой ступени для ракеты-носителя легкого класса «Наро-1», летные испытания которой уже начались.

8.8.3. КБ «Южное» и ЮжМашзавод по заказу американской компании Orbitel Scienes разработали, изготавливают и поставляют блок первой ступени для ракеты среднего класса «Антарес». В составе блока используются двигатели типа НК-33 разработки самарского СНТК имени академика Н.Д.Кузнецова (ОАО «Кузнецов»). Летные испытания начались с положительным результатом.

8.8.4. КБ «Южное» и ЮжМашзавод по заказу бразильского национального агентства разрабатывают «под ключ» ракетный комплекс легкого класса повышенной энергетики «Циклон-4». Ожидается, что летные испытания начнутся не позднее 2015 года.

8.8.5. Европейское космическое агентство и Акционерное общество «Арианспас» построили самодостаточную триаду европейских ракет-носителей в составе ракет тяжелого, среднего и легкого классов. В качестве ракеты-носителя легкого класса выбрана российская разработка Центра «ЦСКБ-Прогресс» и НПО имени С.А.Лавочкина – ракета-носитель «Союз-СТ» двух модификаций и разгонный блок «Союз-МТ» так же двух модификаций. Для запуска этих ракет-носителей во Французской Гвиане, на экваториальном космодроме Куру построен специальный пусковой комплекс. Пуски ракет-носителей типа «Союз-СТ» с космодрома Куру уже производятся.

8.8.6. На американской универсальной ракете «Атлас-5» (Фирма Локхид, сейчас после преобразований фирма имеет иное наименование) на блоках первой ступени и блоках-ускорителях используются двигатели РД-180 разработки НПО «Энергомаш» имени академика В.П.Глушко. Ракета успешно эксплуатируется. Этой ракетой был осуществлен запуск уникального межпланетного космического аппарата с марсоходом «Любопытство».

8.8.7. На американской ракете среднего класса «Антарес», упомянутой в п. 8.8.3 используется на блоке первой ступени двигатель типа НК-33 разработки СНТК имени академика Н.Д.Кузнецова.

8.8.8. Что касается сотрудничества российских и украинских предприятий в обеспечение двух последних позиций пункта 7, то им несть числа.

9. Думаю, что российский след в мировом ракетостроении (а источник украинского ракетостроения идет из подмосковного города Королева) более значителен и важен в мире, чем след немецкий. Немецкий – это начало, российский – это развитие.

  • 1
Очень хорошо!
Вот только насчет Р-16 у китайцев, как мне кажется, слишком. Ведь разрыв военно-технического сотрудничества и отзыв специалистов произошли в августе 1960 года, за два месяца до Неделинской катастрофы.

Да, это моя ошибка. МБР Р-16. конечно, не передавалась в КНР. Возможно я имел в виду ракету Р-14, но сейчас сомневаюсь и в этом. Спасибо, что Вы заметили ошибку.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account