Previous Entry Share Next Entry
Велосипедная Самара сто лет назад
Аватар с фотиком
seleste_rusa
Оригинал взят у urator в Велосипедная Самара сто лет назад.
Когда в Самаре появился первый велосипед доподлинно неизвестно. Скорее всего, случилось это около 1890 года. Во всяком случае, в 1990 году комиссия, созданная для разработки «Обязательного постановления о порядке езды по г. Самаре на велосипедах» в своём докладе городской думе отмечала, что за 10 лет пользования велосипедами в городе серьёзных происшествий с ними не произошло и жалоб на них не поступало.


[Spoiler (click to open)]Инициатором постановления о езде на велосипедах выступил самарский полицмейстер. В его проекте для велосипедистов в городе планировалось ввести поистине драконовские правила. Так пользоваться велосипедом разрешалось с 15-ти летнего возраста, при групповой езде ехать дозволялось только друг за другом, подавать сигналы звонком при выезде из ворот, повороте, обгоне и т.п. А вот комиссия в составе Н.Д. Батюшкова, Е.О. Юрина, К.П. Головкина, А.А. Смирнова встала на защиту самарских велосипедистов, предложив уравнять их в правах с ездоками прочих колёсных экипажей.

В 1901 году положение было принято. Желающие ездить на велосипедах, обязаны были получить разрешение городской управы, сдав экзамен на умение управлять велосипедом, заплатить годовой сбор в пользу города (1 рубль) и получить номерной знак на жестяной табличке. Процедура эта повторялась каждый год, и каждый год велосипедист получал новый номер.

Велосипедистам строжайше запрещалось ездить по тротуарам, аллеям и скверам, причём по тротуарам запрещалось не только ездить, но и катить велосипед. В случае если лошадь пугалась велосипеда, строжайше предписывалось остановиться, закрыть велосипед собой или откатить в сторону. Прикрывать телом велосипед, пожалуй, самый необычный для современных велосипедистов пункт самарского положения. Свои правила имели все крупные города Российской Империи, и каждый город вносил свои местные особенности, так в Ростове было запрещено ездить в декольтированной одежде, а в Твери видно сильно было женское лобби – почти в каждом пункте, касающемся прав, имелась фраза – лиц обоего пола. Максимально допустимая скорость движения практически во всех городах составляла 12 вёрст в час, в Самаре ограничили 10 (ограничение касалось не только велосипедов, но и автомобилей).

В 1895 году, по инициативе Н. Батюшкова в Самаре открылось общество велосипедистов - любителей. К слову, по инициативе властей в устав общества были внесены изменения о невозможности участия в нём лиц женского пола, учащихся учебных заведений, состоящих на действительной военной службе нижних чинов и юнкеров.
В августе 1896 года в Самаре было уже не менее 180 и не более 200 велосипедов. Именно такую статистику сообщил Франц Нейман - владелец склада велосипедов и швейных машин в Самаре.

В конце 1890-х годов, на земле купца Журавлева (угол современных улиц Куйбышева Красноармейской) Ф.А. Нейман открыл велодром.

вело

В 1907 губернатор Якунин утвердил ещё одно Обязательное постановление городской думы, оно касалось не только велосипедов, но моторов и автомобилей, которые появились в Самаре в 1904 году. В проекте этого постановления запрещалось также езда по шоссе. Пункт этот был опротестован, по причине того, что все шоссе находятся в ведении министерства путей сообщения и городской управе не подчинены. Так любители новомодных средств передвижения получили возможность ездить по единственному в Самаре Семейкинскому шоссе (ныне Московское шоссе). Удостоверения на право вождения велосипедом по просьбе управы выдавал самарский яхт-клуб по вторникам и четвергам с 6 до 8 вечера. Максимально допустимая скорость движения практически во всех городах составляла 12 вёрст в час.

В 1912 в Самаре было около 500 велосипедов, именно такое количество велосипедных номеров городская управа заказала на астраханской фабрике жестяных изделий С.В. Турова.

ЦГАСО Ф.153 оп.36 д.851, 989,1138
Ф.3.оп.110 д.6


  • 1
Боже мой, какая прелесть!

С номерами от Городской Управы... )))

Чудо вообще всё! )))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account