Previous Entry Share Next Entry
Альбомъ художественныхъ произведенiй
Аватар с фотиком
seleste_rusa
Карл XII при переправе через Днепр. Картина Г. Седершторма



Картина "Карл XII при переправе через Днепр", фототипическую копию которой мы прилагаем, принадлежит кисти известного шведского художника барона Седершторма. Для нас, русских, личность Карла XII представляет большой интерес, почему мы считаем не лишним сказать несколько слов об этом шведском короле. С раннего детства Карл отличался отвагою; будучи юношей, он любил скакать на лошади через высокие барьеры, а раз даже поехал по таким крутым горам, что конь свалился вместе со всадником и только чудом король спасся от смерти. Это довольно ясно очерчивает характер Карла: безотчетная отвага, самонадеянность, настойчивость - отличительные, и без сомнения, геройские качества; но не лишне будет заметить, что этого совершенно достаточно для простого солдата, но не для короля или даже хотя бы полководца. Карл никогда не слушал советов и по словам, вложенным в уста Мазепы поэтом, "он силы новые врагов успехом прошлым измеряет".

Момент, изображенный на картине, имеет большое влияние на судьбу Карла XII. Жизнь этого короля можно разделить на два периода: первый из них - это время удач, второй - несчастий; границею же между ними служит переход через Днепр. После этой достопамятной переправы король превратился в несчастного беглеца, доканчивающего среди укоров на судьбу остаток еще молодой, но надломленной Полтавскою битвою, жизни.


Что же касается до исполнения картины, то про него можно сказать, что здесь талант Седерштрома выразился с наибольшею силою. Фигура Карла, присевшего на ковер, изображена исторически верно; опершись одною рукою на землю, король смотрит на текущий у его ног Днепр, слушая в тоже время объяснения предателя, указывающего на местность, где будет наиболее удобно дать сражение. Недурно написаны художником: два шведских офицера из свиты короля, знаменщик и войско, в боевом порядке переходящее реку. Текущий Днепр дополняет ансамбль картины.

В нынешнем 1886 году барон Седерштром доставил на выставку парижского Салона свою картину "Армия Спасения". Это произведение знаменитого художника очень понравилось парижанам, как по замыслу, так и по исполнению. Сцена, изображенная Седерштромом, происходит в кабачке самого последнего сорта. На правом плане, за небольшим столом, сидят трое каменщиков; они, видимо, попивали винцо и беседовали о своих делах. Как вдруг дверь отворилась и вошла англичанка из "Армии спасения". Эта красивая молодая аристократка, верующая в свое дело, начинает проповедь. Рабочие слушают ее, посмеиваясь. В глубине видны другие рабочие, увлекшиеся до такой степени картежной игрой, что не обращают внимания на проповедницу. В стороне кабатчик сердито смотрит на англичанку. Фигуры в этой картине очень типичны, что и составляет особую выдающуюся черту всех произведений Седерштрома. Кроме того, заметим еще, что и сюжет, выбранный шведским художником для своей картины, вполне современный.

?

Log in

No account? Create an account