Previous Entry Share Next Entry
"СамАрт" приземлился в 20:30
Аватар с фотиком
seleste_rusa
Оригинал взят у golemaв "СамАрт" приземлился в 20:30 В сегодняшнем номере "Новой" вышла моя небольшая заметка о состоявшейся во вторник премьере спектакля "20:30". Мне сказали, что я слишком мягок. Мне кажется, этого вполне достаточно, чтобы в театре (и не только) сделали соответствующие выводы... Фото Нины Дюковой seleste_rusa.

15 ноября в театре «СамАрт» состоялась премьера широко разрекламированной пьесы «20:30» Вадима Леванова. «Производственная пьеса» писалась Левановым по заказу ГТРК и ставилась театром опять же при участии телерадиокомпании. Сложно сказать, насколько сильно был подправлен первоначальный вариант пьесы, но однозначно, что без правок заказчика дело не обошлось. На премьере присутствовали первые лица города и области: мэр Самары Дмитрий Азаров, вице-губернатор Самарской области Алексей Бендусов, министр культуры Ольга Рыбакова, депутат Госдумы Александр Хинштейн, ректор СГАУ Евгений Шахматов и другие.


Сюжет спектакля посвящен работе ГТРК-Самара, поиску актуальных новостей, «закадровой» жизни телевидения. Ключевой темой стал один из главных проектов телерадиокомпании в этом году – флешмоб «Самара. Космос. 50», проведенный на площади Куйбышева в рамках празднования 50-летия полета в космос Гагарина. Мероприятие расписано с момента появления идеи проведения флешмоба и до неудавшейся съемки со спутника 10 апреля 2011 года. Особое внимание уделено именно последнему моменту. Не секрет, что показанный в апреле по телевидению снимок был сделан несколькими днями ранее, что еще раз подтверждается в пьесе. На этот раз ГТРК объясняет, почему так получилось, и об этом не было сказано публично. При этом актеры пародируют критиков этого события, отдаленно напоминающих дикторов «Эха Москвы».

Ведущий флешмоба выступает с пафосной речью, утверждая, что данная акция проводится для молодежи, для будущего, и если хотя бы двое из ее участников найдут любовь, то это значит, что акция удалась. Далее этот сюжет получает развитие в финале пьесы, где повзрослевший сын двух людей, когда-то встретившихся на флешмобе и полюбившихдруг друга, спустя годы становится космонавтом и произносит пламенную речь с космического корабля, летящего на Марс. Пафос этого момента умиляет, но вернемся на Землю.

Спектакль состоит из множества чередующихся сцен, развивающихся на разных ярусах сцены и зрительного зала, однако в «производственной пьесе» отсутствует конфликт. Тема флешмоба проработана неубедительно, и совершенно непонятно, какова цель всей этой пафосной постановки. Зато можно безошибочно назвать компанию, являющуюся главным спонсором мероприятия. В течение пьесы трижды демонстрируются различные ролики и «прямые включения» с юбилея компании «Мегафон», прошедшего не так давно в здании Самарского академического театра оперы и балета. Спонсор может быть доволен – реклама компании первоклассная! Да и ГТРК должна быть довольна результатом. Но что остается зрителю, который никак не связан с этими двумя компаниями? В отличие от содержания, которое не выдерживает никакой критики, сложно придраться к игре актеров "СамАрта", не считая нескольких эпизодов.

В частности, довольно слабо продумана и поставлена сцена переписки студентов – участников флеш-моба в «аське». Сцена в целом напоминает скорее театральный капустник, чем эпизод пьесы. В целом же пьеса, на мой взгляд, обесценивает 50-летний юбилей полета Гагарина. Сцены, в которых представители различных слоев населения говорят о космосе, должны показать общее отношение общества к космонавтике. Умный «очкарик», рассуждающий о еде в тюбиках, молодая девушка в костюме инопланетянина, женщина с украинским говором и прической в стиле Юлии Тимошенко, рассказывающая об НЛО, который видели ее родственники, сотрудник телерадиокомпании, который преображается в генерал-майора космической отрасли и якобы руководит съемкой флеш-моба со спутника… Что хочет этим сказать руководство ГТРК зрителю, а главное для чего? Невольно вспоминается анекдот, рассказанный одним из героев спектакля: «В чем разница между руководителями психбольницы и телевидения? Руководители больницы здоровые…». В итоге спектакль «20:30» можно воспринимать исключительно как пиар-проект ГТРК и компании Мегафон. Слабый, бессмысленный, пафосный. Расстраивает лишь участие одного из лучших театров Самары в проекте, который никак не может положительно отразиться на его репутации. «СамАрт» работает явно не за то, чтобы кому-то понравиться, а уж тем более подладиться под массовые вкусы», - писал журнал «Форбс», рекомендуя «СамАрт» как один из десяти провинциальных театров, которые непременно стоит посетить. Новая постановка во всей красе подтверждает это утверждение, ведь спектаклем «20:30» прославленный театр подлаживается не под «массовые вкусы», а под вкусы двух конкретных корпораций. Возникает вопрос, ответ на который страшно себе представить. Если лучший театр Самары ставит на своей сцене «заказуху», то чего ожидать от других театральных коллективов Самарской области?

Новая газета в Поволжье №44 (85) 17.11.2011

?

Log in

No account? Create an account