Previous Entry Share Next Entry
Дача Константина Павловича Головкина, или Дом со слонами
Аватар с фотиком
seleste_rusa
Вчера, 12 ноября 2011 года, группа фотографов и блоггеров с утра отправилась на дачу Констанина Павловича Головкина, известную ещё как Дом со слонами. Посещение этого выдающегося памятника архитектуры стало возможным благодаря Администрации г. о. Самара и участию в организации Армена golema.
Первое знакомство с Домом со слонами состоялось 21 мая 2010 года (Часть 1 и Часть 2) и посмотреть как она выглядит спустя полтора года было чрезвычайно интересно.

1. Окутанная легендами, своей неповторимой красотой дача на протяжении многих десятилетий привелекала к себе особое внимание



2. В. Г. Каркарьян, А. С. Дёмина и Армен golema обсудили тему реставрации памятника архитектуры


3. Став в 1851 году губернским городом, Самара начала стремительно разрастаться. С 1850-х годов, помимо активного строительства в городе, началось освоение обширных лесных массивов вверх по течению Волги, и уже в начале ХХ века берег реки от Аннаевского оврага (ныне улица Соколова) и до Барбошиной поляны был сплошь застроен дачами.
«…крутой скалистый левый берег Волги, недавно еще поросший никуда почти не годным, но густым лесом, а теперь весь пестреющий дачами нередко весьма изящной архитектуры и разводимыми при них садами на месте вырубленной лесной заросли… наконец, фантастические сооружения во вкусе средневековых замков», – писал городской глава Петр Алабин в своей книге «Самара. 1586-1886».
Загородные резиденции в этих живописных местах имели практически все самарские предприниматели: купцы Шихобаловы, Соколовы, Аржановы, Курлины и др. Известный самарский купец, художник и краевед Константин Павлович Головкин в своих записках 1920-х годов писал: «Все эти дачи, являясь скорее виллами побережья, служили завидным украшением самарского берега Волги и, вместе с этим, являлись единственными по красоте на протяжении всей Волги от Нижнего Новгорода до Астрахани. Все они были оборудованы собственными водопроводами и электрическими станциями и оранжереями, окружены роскошными цветниками, с фонтанами, разного рода затейливыми беседками, трельяжами и пр. С балконов дач открывается бесподобный и восхитительный вид на всю Волгу».

Константин Павлович Головкин


4. Оригинальные интереьеры дачи не сохранились, всё, что сейчас можно видеть внутри зднания дачи - результат реставрации 1995 года. Более подробно интерьеры можно посмотреть в прошлогоднем майском репортаже


5.


6. Вид на Волгу с балкона второго этажа


7. Константин Головкин владел одной из самых необычных и красивых дач на берегу, которая до сих пор поражает своей красотой проплывающих мимо.
Константин Павлович был человеком разносторонне развитым. Владелец магазина, купец, он был художником-самоучкой, занимался краеведением и археологией, а также был известен как один из первых владельцев автомобиля в Самаре.
Проявил себя Головкин и в архитектуре: проект собственной дачи выполнен самим хозяином. На каком-то этапе ему помогал архитектор Валентин Владимирович Тепфер, несколькими годами позже занявший пост главного архитектора Самары. Автором проекта дачи часто называют самого Тепфера, однако в краеведческих записках 1920-х единственным автором постройки Головкин указывает себя.
Скульптор В.П.Акимов, служивший мальчиком у Головкина и хорошо знакомый с его творчеством, так описывал работу владельца над проектом дачи: «Когда он (Головкин) задумывал строить дачу, то делал все сам; рисовал эскизы в карандаше, десятками вырезал из бумаги, неоднократно клеил макеты, строжайшим образом проверяя пропорции и бесконечно бракуя, пока не достигал желаемого. Все макеты, которые я у него видел, были изумительно продуманы и интересны каждый по-своему. Многие из них были уничтожены и заменены новыми. Работоспособность у него была колоссальная».


8.


9. Выход на смотровую площадку на крыше


10. Вид на город и Волгу с крыши Дачи со слонами


11.


12.


13.


14.


15.


16.


17. Печная труба в башенке с узкими окнами


18.


19. Печь


20.


21. Печь, в подвальном помещении


22. Здание построено в 1908-1909 (1915?) годах. Специалисты отмечают нетипичность дачи для русской архитектуры начала ХХ века и тем более для российского провинциального модерна. В архитектуре четко просматривается влияние архитектуры венского сецессиона. В архитектурной энциклопедии Барановского начала ХХ века встречаются проекты, отдаленно напоминающие элементы дачи Головкина – в частности, опубликованный в 4-м томе энциклопедии проект виллы в Вене, спроектированный Ерихом Гешоффом (Erich Geschoff). Надо сказать, что, на фоне всеобщего восхищения, находились современники, которым не нравилась архитектура дачи. В этом, к примеру, признавался удожник Г.П.Подбельский: она напоминала ему макет какой-то игрушки модернистского стиля.


23.


24. Неотъемлемая часть комплекса дачи Константина Головкина – скульптуры слонов перед фасадом, выходящим к Волге, давшие постройке народное название «дача со слонами», и женская скульптура у южного фасада.
Два огромных слона были изготовлены по эскизам самого Головкина в Самаре так, чтобы их было хорошо видно с проплывающих мимо судов. По воспоминаниям дочери Головкина, Константин Павлович сам участвовал в изготовлении скульптур, которые ваялись в большом сарае на улице Садовой. Изготовленные из цемента животные пустотелые. По воспоминаниям жены Головкина, купец заложил в одного из слонов документы и фотографии, связанные со строительством дачи. В изготовлении фигур принимал участие и 16-летний Василий Петрович Акимов – в будущем известный куйбышевский скульптор.


25. Прекрасные слоны требуют реставрации...


26. ...так же, как и само здание!


27.


28. «Самара – родина слонов», – часто можно услышать при упоминании скульптур на даче художника. Впрочем, если внимательно рассмотреть биографию Константина Павловича – человека деятельного, увлекающегося, часто ездившего в столицу и за границу, интересовавшегося автомобильными состязаниями, многими науками и направлениями в искусстве, – то решение поставить перед своей дачей слонов покажется вполне резонным. Изваяния на даче многие десятилетия рождали слухи и вызывали различные ассоциации у жителей и гостей Самары. Часто им придавалось мистическое значение, кто-то считал, что животные изображены озлобленными, готовыми в любой момент сорваться с места и атаковать недруга огромными бивнями. Существует версия, что в 1930-40-х годах планировалось взорвать скульптуры. Однако сделать это не решились – в страхе, что такое разрушение может привезти к болезни и мучительной гибели. Подобной репутацией пользовалась и сама дача, которую многие считали мрачной, полной тайн и загадок


29.


30.


31. Асимметричная двух-трехэтажная постройка рассчитана на восприятие со всех четырех сторон. Все фасады различны по пластике и декоративному убранству. Узкие окна-бойницы сочетаются с большим количеством открытых площадей – верандой, террасами и смотровой площадкой на башне.
К сожалению, в советские годы главный фасад, выходящий на Волгу, реконструировался. Веранда в центральной части фасада была застроена, кардинально изменив первоначальный облик и объем этой части здания. Строилось дача из крупных бетонных блоков и пустотелого кирпича. Интерьеры загородной резиденции купца так же тщательно оформлялись по задумке автора. Стены в каждой из комнат были разных цветов, а в гостиной во всю длину стен вмонтированы написанные Головкиным холсты с изображением летящих женских фигур в развевающихся одеждах. К большому сожалению, интерьеры дачи не сохранились. В результате сильного пожара и реконструкции внутренности здания обрели совершенно другой вид.


32. Из роскошного дачного сада сохранились два дуба. Один из дубов растёт ближе к Волге, другой - возле входа с женской скульптурой, которую иногда называют "Панночка"


33.


34.


35. Как мы выяснили в прошлое посещение дачи, слоны - африканские


36. Глаз слона


37.


38.


39.


40.


41. Второй слон


42. Глаз


43.


44. Основание разрушают прорастающие в нём растения


45. Армен golema исследует степень повреждения скульптуры


46. Могучего слона нужно спасать!


47. Самая же распространенная легенда связана с еще одной скульптурой на территории дома – женской фигурой у одного из боковых фасадов. Изящная женская фигура в окружении крупных цветочных бутонов спокойно взирает на Волгу. Вкладывал ли Головкин какой-то смысл в это изваяние, или это всего лишь красивая скульптура, украшающая вход на веранду, – нам не известно. В связи с этим, скульптура породила немало легенд. Многие называют ее «Панночкой», ассоциируя с героиней Гоголевского «Вия». По одной из легенд, Головкин посвятил скульптуру девушке, покончившей жизнь самоубийством из-за несчастной любви. По второй легенде, Головкин убил и закопал у себя в саду возлюбленную, которая пыталась его шантажировать, а затем поставил в ее честь скульптуру. По третьей версии, под слонами похоронена дочь Головкина.


48. Естественно, ни одна из перечисленных выше легенд не соответствует действительности, как и утверждения о таинственности и мистическом происхождении деталей дачи. В начале 1990-х размножившиеся слухи и легенды о Головкине и его даче пришлось развеять дочери художника, Евгении Головкиной-Овсянниковой. В статье, опубликованной в «Волжской коммуне» в 1992 году, Евгения Константиновна писала: «Мистицизм и неоромантизм и тем более суеверие были чужды Головкину. И в его картинах и этюдах нет следа указанных новых веяний в живописи. Напрасно в статье упоминают великого нашего Н.В. Гоголя, ибо никто из женщин в семье Головкина не летал на метле и тем более в С.-Петербург за черевичками, да и с Панночкой не был знаком. В этом надо бы Гоголя с его юмором и любовью оставить в покое… Долгое время ходила легенда о скульптуре молодой женщины на террасе у южного входа в дом. Мне, дочери Головкина, пришлось развеять эту легенду о себе: я не утопилась в Волге от несчастной любви, а жива доныне, и мне уже 85 лет…».


49.


50.


51.


52.


53.


54.


55.


56. В одном из подвальных помещений мы обнаружили пустотелые блоки, из которых сложены стены дачи


После революции 1917 года здание дачи было национализировано и в течение 95 лет использовалось в различных целях. Последние десятилетия оно служило клубом располагающегося по соседству Самараводоканала. Ныне здание не используется.

Дача купца К.П.Головкина является также объектом культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Спустя сто лет после постройки она по-прежнему поражает проплывающих мимо по Волге своей красотой, а слоны – своим присутствием у берегов Самары. «Дача со слонами» по праву считается одной из главных достопримечательностей областной столицы, которое необходимо реставрировать, чтобы сохранить его неповторимый облик для будущих поколений.

Источник: Самарская губерния. История и культура. "Дом со слонами", автор: Армен Арутюнов

  • 1
Ниночка! великолепный отчет!!! да не отчет даже! это больше!
И как же я люблю твою вдумчивую любовь к деталям, не для протокола, в каждом кадре проживание момента! Ты - чудо! Как будто побывала там с вами:)

Леночка, спасибо! ты знаешь и понимаешь как никто другой эту тему и я очень рада твоей оценке и очень дорожу твоим мнением!!!

Вот так и хочется спросить, ну где же эта ср*ная Единая Россия??? Только трепятся и ничего не делают: почему не восстанавливают???

Спасибо. *ушел гуглить фотку со старой верандой*
вторая фотка навеяла шутку: Хорен настолько не тот, что теперь Демина.

со старой верандой? о_О

...Веранда в центральной части фасада была застроена, кардинально изменив первоначальный облик и объем этой части здания...
не сохранилось таких?
З.Ы. За шутку бессмысленную простите - у меня на айпаде Дёмина не помещалась.

Да, это уж точно, облик здания изменился сильно...
Поищу старые фото.

мое сердце отдано № 13, пейзажам с крыши и заснеженным слонам :)
прекрасный репортаж!

вид с крыши фантастический! не хотелось уходить :)
слоны великолепны! :)

Спасибо за подробный рассказ. Надеюсь такая красота не пропадет и найдутся средства на реставрацию.

Надеюсь, средства и возможности для реставрации будут найдены и не когда-то, а в ближайшем будущем.
Жемчужину самарской архитектуры никак нельзя терять!

воочию бы повидать эту красоту!..
отчет прекрасен! большое спасибо!)

очень впечатляющие и сама дача, и скульптуры, и растущие неподалёку дубы, всё складывается в непередаваемую атмосферную картину...
спасибо, Лина! :)

Здоровский отчет у Вас получился!!! ПРям...атмосферный такой )

Спасибо ) место располагающее!

Отличный и познавательный отчёт! Слонов почему то больше жаль чем дачу!
37-ю фотку надо было подписать))) Я так и не понял что это за часть тела)))

Слоны великолепны и их на самом деле очень жаль, будем надеяться на скорую реставрацию и скульптур, и самого здания.
Это хобот :)))

Потрясающий отчет! Мысленно пыталась представить какая была там мебель и как ходили люди того времени...
Очень жаль слонов.

А я ещё представляла как хозяин дачи с крыши башенки звёздное небо наблюдал телескопами...

что-то год отчетный год сильно ухудшилось состояние дачи, да?

Думаю что да, можно сказать что состояние дачи и скульптур ухудшилось. Прогибаются деревянные балки террасы, сыпется фасад, внутри области потёков больше стали и т. д.

Отчет конечно дааааа, знатный!!! и виды сверху на Волгу ... это не передать ...
Но состояние, требующее реставрации - это как ножом по сердцу (((( ...

Думаю, что вопрос реставрации памятника разрешится в скором времени! По крайне мере, очень на это надеюсь! Что дача имеет первоначальный облик и на волжский фасад вернётся лепнина!

В связи со всей этой гос.ситуацией, дурдомом и нелепицей жизни, кажется что вот такие памятники - это единственные честные оплоты времени ... Их нао сохранять и к ним возвращаться...

Сохранять обязательно!!!

Дача Константина Павловича Головкина, или Дом со слона

User anyruart referenced to your post from Дача Константина Павловича Головкина, или Дом со слонами saying: [...] Оригинал взят у в Дача Константина Павловича Головкина, или Дом со слонами [...]

так понравился отчет, так прониклась атмосферой, очень туда захотелось: паночку посмотреть и слонов погладить.

фигуры слонов прекрасны... женская фигура тоже, я бы могла целый день на них смотреть, обходя с разных сторон неспешно!..

  • 1
?

Log in

No account? Create an account