Previous Entry Share Next Entry
От Жигулёвской вольницы до уездного города
Аватар с фотиком
seleste_rusa
Совместный проект Главного управления МВД России по Самарской области, музея истории органов внутренних дел Самарской области и Нины Дюковой, посвящённый 300-летию Российской и Самарской полиции

Полупустынные места между реками Волгой и Самарой издавна были известны, как пристанище вольных волжских казаков, да степных кочевников. Имена и деяния самых отважных хранят названия курганов, городов и сёл. Вторая половина XVI века - время расцвета Жигулёвской вольницы.

Появлением на Волге Самары нынешнее поколение самарян обязано Государю российскому Ивану Грозному, сыну его Фёдору, воеводе Григорию Засекину, а ещё красивой легенде, которая повествует о пребывании в наших краях Митрополита Московского и Киевского Алексия, ставшего небесным покровителем города.

Казачий разъезд
27.jpg


Известно, что Алексий дважды ездил в Орду. Первый раз это случилось в 1357 году. Ногайский хан Чанибек обратился к Великому князю Московскому Иоанну Иоанновичу с просьбой прислать к нему святителя для излечения лишившейся зрения любимой жены Тайдулы, которой во сне предстал Митрополит Алексий в святительских одеждах. "Мы слышали, - писал ногайский хан царю, - что небо ни в чём не отказывает молитвам главного попа вашего, пусть же ниспросит здравия моей супруге!". Целительство не входило в задачи Митрополита, но угрожающий тон грамоты не оставлял сомнений.

Когда 18 августа 1357 года Митрополит Алексий перед отъездом пел молебен в церкви Богоматери в раке Святого Петра вспыхнула сама по себе свеча. Разломав её по кусочкам, он отдал часть прихожанам, а часть увёз с собой. Сделав из остатков новую свечу, возжёг её и окропил больную святой водой. Женщина действительно прозрела. Вернувшись в Москву, Алексий привёз подарок хана - большой медный перстень с бирюзой с вырезанным на нём изображением дракона. Перстень хранится в Москве в Патриаршей ризнице.

Яков Фёдорович Капков (1816—1854). Исцеление Митрополитом Алексеем Тайдулы, жены Чанибека, Хана Золотой Орды. 57 x 67 см, холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва
26.jpg

Алексию пришлось ещё раз совершить вояж в этот улус: один из сыновей хана Бердыбек поднял восстание, убил отца и 12 братьев и захватил ханский престол. Для спасения отечества надо было искать милостей нового хана. Алексий с помощью Тайдулы усмирил гордого молодца и привёз ярлык, дающий русскому духовенству право судить "татьбу, разбой и лихое дело".

Поскольку пути в Орду шли в основном по Волге, в одну из поездок Алексий навестил благочестивого пустынника, жившего в устье реки Самары. Взирая на счастливое местоположение окрестностей, он предрёк существование большого города в этой местности и блистательную ему будущность. При сем Алексий изрёк слова: "Быть на этом месте городу, который никогда разорён не будет, в коем воссияет благочестие, золотыми куполами будет соперничать с самой Москвой и называться будет Самара!"

7.jpg

Из царского наказа воеводе XVII века:

"Беречь накрепко, чтобы в городе да в уезде не было разбоя, воровства, убийства, бою, грабежа, корчемства, распутства. А того, кто в этом провинится, - брать и, сыскав добро, наказывать".


Стрельцы. XVI-XVII века
29.jpg

Ночной сторож. XVI-XVII века
30.jpg

Полицейские функции в городке, надзор за порядком изначально выполняли воевода и городовые приказчики, а позднее - пристав. Воевода отвечал за предупреждение возможных преступлений, за розыск преступников, организацию судебного процесса. Разбор уголовных дел проходил в "губной" избе. Для наказания в городе имелся свой палач, в крепости находилась тюрьма, а при ней - сторож.

В губной избе. XVII век
28.jpg

Самарское дворянство выступало главной опорой местного административно-полицейского аппарата. К концу XVII века элиту самарского гарнизона составляли 18 дворян и детей боярских. Представители дворянства занимали высшие командные должности, как правило, сотников, получая весьма значительный по тем временам оклад. Помимо службы в самарском гарнизоне дворяне выполняли многочисленные поручения администрации занимали конкурсные должности.

Рождение Российской Империи, формирование новой государственности относятся к Петровким временам. В результате проведённых административных реформ Россия была разделена на 8 губерний (до 1851 года Самара - в составе Самарского уезда Симбирской губернии), территории их в свою очередь подразделялись на провинции и уезды.

Полицейская будка (ныне угол улиц Венцека и Максима Горького) в Самаре
31.jpg

Posts from This Journal by “300 лет Самарской полиции” Tag

  • После Комуча: Советская рабоче-крестьянская милиция

    Совместный проект Главного управления МВД России по Самарской области, музея истории органов внутренних дел Самарской области и Нины Дюковой,…

  • После Октября

    Совместный проект Главного управления МВД России по Самарской области, музея истории органов внутренних дел Самарской области и Нины Дюковой,…

  • 100 лет Советской милиции

    Совместный проект Главного управления МВД России по Самарской области, музея истории органов внутренних дел Самарской области и Нины Дюковой,…


  • 1

О святителе Алексии

Немного о митрополите Алексие, святителе Московском и всея Руси чудотвореце ("его" церковный праздник - 18 октября /мой ДР, кстати):
Слава о святителе Алексии распространилась не только между верующими христианами, но даже и среди неверных магометан, которые не знали Христа. В то время супруга Великого хана Золотой Орды Джанибека Тайдула уже три года как лишилась зрения. Слыша, что Бог творит многие чудеса по молитвам святого Алексия, Великий хан Джанибек послал к Великому князю Московскому Димитрию Иоанновичу с просьбой, чтобы он прислал к нему этого человека Божия, дабы тот, помолившись о его царице Богу, дал ей прозрение. При этом Джанибек дополнил: “Если царица получит исцеление по молитвам того человека, ты будешь иметь мир. Если же ты не пошлешь его ко мне, то я разорю огнем и мечом твою землю”. Когда прошение Джанибека пришло в Москву, святой Алексий восскорбел, считая это делом выше своих сил. Но, по просьбам Великого князя Димитрия, он все-таки отправился к Великому хану Джанибеку в столицу Золотой Орды Бату-Сарай. Перед своим отшествием из Москвы он совершил с духовенством молитвенное пение в соборном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы. Во время этого молебствования свеча у гроба святого чудотворца Петра зажглась сама собою, и все видели это чудо. Из этого святой Алексий понял, что Господь благоволил ему возвестить, что путешествие его будет благополучным. Взяв некоторую часть воска от той свечи и изготовив из него малую свечу, святитель вместе со своим клиром стал готовиться в дорогу, твердо уповая на милость Божию. Еще до прибытия блаженного в столицу Золотой Орды царица в сонном видении узрела святителя Божия Алексия в архиерейской одежде, в сопровождении иереев. Пробудившись, она тотчас приказала изготовить драгоценные облачения для архиереев и священников по тому образцу, как она видела в сонном видении. Когда святой Алексий приближался к Бату-Сараю, Джанибек вышел навстречу ему с великой честью и ввел его в свои палаты. Святитель, начав молебное пение, повелел возжечь ту малую свечу, которую он взял с собой. После продолжительной молитвы он окропил священной водой царицу, и та тотчас прозрела. Великий хан со своими вельможами и все бывшие там весьма изумлялись сему дивному и славному чуду и воссылали хвалы Богу. Почтив Алексия и бывших с ним и щедро наградив их, Джанибек отпустил их с миром. Возвратившись из столицы Золотой Орды, святой Алексий по прошествии некоторого времени принужден был снова отправиться туда. Великий хан Джанибек умер, а на его престол вступил жестокий и кровожадный сын его Бердибек. Убив своих двенадцать братьев, он хотел идти со своим войском на руськие земли. Тогда, по просьбе Великого князя Иоанна, святой Алексий отправился в столицу Золотой Орды к Бердибеку и своей кроткой, разумной беседой укротил ярость жестокого хана. Исходатайствовав пред грозным владыкой мир для руських людей, святой Алексий возвратился в Москву, куда был перенесен святым Петром, митрополитом Киевским, престол Киевской митрополии вследствие частых войн и вторжений варварских народов. Когда скончался Великий князь Иоанн, на плечи святителя легла опека над несовершеннолетним князем Московским Димитрием Иоанновичем. Власть Великого князя выпросил себе в Орде суздальский князь Димитрий Константинович. Святитель должен был благословить суздальского князя на великое княжение, но решительно отказался исполнить просьбу Великого князя жить во Владимире, оставаясь благопопечительным отцом для юного князя Димитрия Иоанновича. В Золотой Орде между тем шли смуты; каждый год являлось по нескольку ханов, истреблявших один другого; в 1362 году появилось два хана-соперника. Юный Димитрий выпросил у одного из них звание Великого князя Руси и заставил Димитрия Константиновича удалиться из Владимира. Святитель Алексий с радостью благословил питомца своего на великое княжение чудотворной Владимирской иконой Богоматери. Он был душою всех дел князя Димитрия, трудами святителя росла и крепла власть Великого князя Московского. (По материалам - http://prayerssaints.ru/?id=pravoslavnprazdniki/10/18 © prayerssaints.ru)

Re: О святителе Алексии

Спасибо!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account